Марина Плитка
Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Есть на Земле огромный дом -
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли -
Зовётся этот дом.
Человек и природа – единое целое, он неразрывно связан с природой. Человека называют царем природы, потому что он существо мыслящее и разумное. Он многому научился у природы.
Публикация «Мастер-класс „Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. Люди могут преумножать природу, а могут и губить ее. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывает законы природы и наносит огромный вред растительному и животному миру, с лица земли исчезают многие виды живых существ, леса.
Долг каждого из нас – охранять родную природу: лес, реки, луга, и от нас зависит, будут ли расти деревья в лесу, в парке, будут ли жить лесные зверушки, петь веселые песни птицы.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.
С детства ребенок, видит отдельные явления природы и воспринимает их как само собой разумеющуюся дань, не подозревая, какая картина мира перед ним раскрывается. Дошкольники часто нарушают правила взаимодействия с объектами природы, потому что у детей еще не развито умение общаться с ними. Поэтому так важно сформировать у ребенка сочувственное отношение к представителям растительного и животного мира.
Наблюдая за детьми в детском саду, я замечаю, как ребенок может, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить жука в карман или коробку, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию. (Организованная образовательная деятельность, наблюдения, опыты, труд в природе и т. д.)
Формирование у ребенка правильного отношения к представителям фауны и флоры, проходит через интеграцию всех образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Я хочу остановиться на формирование экологических знаний через ХЭР. Формирование экологических знаний начинаем с раннего детства: предлагая ребенку различные «пестушки», «заклички», стихи детских авторов, когда рисуем травку, дождик, солнце, снег. У старших дошкольников - в такой деятельности, как аппликация, лепка, конструирование, рисование («Рыбки в аквариуме», «Бабочки летят», «Цыплята на траве», «Летят осенние листья», «Падает снежок», «Ели большие и маленькие», «Птицы синие и красные», «Зима», «Птицы на кормушке» и т. д., где закладывается отношение к природе и ее объектам.
Наряду с традиционными формами работы по ХЭР мы, педагоги, используем в работе и нетрадиционные. И от того как, творчески педагог подходит к своему делу, на столько ребенок воспринимает окружающую его природу.
Мне нравится использовать в своей работе различные виды нетрадиционных техник, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Чтобы, наша работа прошла успешно и позитивно, мы с вами немного расслабимся. Для этого нужно встать.
Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь на месте ты шагай,
С друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
И за работу нам пора!
Сейчас, я хочу рассказать и показать, как из любого бросового материала (на моем примере диск, пластинка) можно изготовить элемент декора, интерьера или подарок.
Сейчас мы с вами попробуем выполнить цветок.
У вас на столах лежат диски (затонированные ранее) и подручный материал (шпажки, жесткие кисти, колпачки от фломастеров, стеки, сетка, гипс).
Цветок состоит из отдельных сегментов (элементов). Попробуем создать лепесток, для этого берем немного гипса (также можно использовать пластилин, соленое тесто, полимерная глина) на стек и пробуем создать лепесток движением от края к центру.
Таким образом, создаем все лепестки (они могут быть разными
. Теперь нам необходимо сделать середину цветка.
Для оформления середины мы можем использовать различные материалы, которые находятся у вас на столах (шпажки, жесткие кисти, колпачки от фломастеров, стеки, сетка, гипс). Мы берем немного гипса и выкладываем середину цветка. Теперь берем по желанию шпажки, жесткие кисти, колпачки от фломастеров, стеки, сетка, гипс и оформляем середину.
Для красоты вы можете доработать лепестки цветка (убрать лишнее, сделать прожилки).
После высыхания работы можно оставить в первозданном виде или раскрасить, а также добавить элементы декора.
Работа с детьми проходит под руководством педагога, соблюдая технику безопасности.