Елена Назарова
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»
Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей;
2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка;
3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.
Публикация «Педсовет „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Вступление:
Разминка (разгадывание кроссвордов)
Кроссворд (ответы)
По горизонтали
1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон.
2. Систематизированный свод законов. Кодекс.
3. Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности, уважение к себе. Достоинство.
4. Отдельный человек. Индивидуум.
5. Обещание, подлежащее непременному выполнению. Обязательство.
6. Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким)-либо вопросу (вопросам). Соглашение.
7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий. Организация.
8. Одна из сторон в судебном процессе. Защита.
9. Страна, народ. Нация.
По вертикали
Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу. Конвенция.
ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
2. К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся… (Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
3. Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста?
4. Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?
5. Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками?
ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»
Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.
Какие задачи мы ставим?
1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения
2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка
3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения
7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Как организовать эту работу?
1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)
Возможные формы работы с детьми. Возможные методы и приёмы работы с детьми
Формы работы с детьми:
1. Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры
3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений:
• использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном/просмотренном
• решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;
• дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право»
• наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
• Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
• метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
• Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов
• Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов и пр. ; изготовление эмблем, плакатов
ИГРОТРЕНИНГ (примеры игр и игровых упражнений для детей)
«Я и мои чувства»
Цель: развитие чувства индивидуальности
Воспитатели встают в круг. Ведущий начинает фразу и бросает мяч:
• Слух помогает мне.
• Зрение помогает мне.
• Обоняние помогает мне.
• Осязание помогает мне.
• Пробуя пищу на вкус, я могу.
«Загадывание желаний»
Воспитатели садятся в кружок. (это круг загадывания желаний).
• Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть насекомым, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть цветком, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть деревом, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть автомобилем, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть улицей, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть государством, то я бы. потому что.
• Если бы я был другой страной, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть игрой, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть пластинкой, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть пищей, то я бы. потому что.
• Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы. потому что.
«Стиральная машина»
Воспитатели встают на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один воспитатель пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)
АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)
Сказка «Лиса и заяц»
Какие права были нарушены?
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Какие права нарушила ведьма в этой сказке?
Сказка «Гуси-лебеди». Какие права были нарушены?
Сказка «Морозко». Какие права были нарушены?
Кощей Бессмертный. Какие права он нарушил и в каких сказках?
Баба Яга. Какие права она нарушила и в каких сказках?
Решение педсовета.