ЕЛЕНА ГАЛЯУТДИНОВА
Правовое образование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
20 ноября 2016 года в нашей стране проводится Всероссийский день правовой помощи детям. Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. – это необходимые условия гармоничного существования современного человека.
Публикация «Правовое образование в ДОУ» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В ХХI веке эта проблема встала особенно остро. Нельзя проходить мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем генофонд нации?
В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В ней впервые подчёркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась позже. Декларация прав ребенка была принята в 1959 году. Она явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребенка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН.
В июне 1989 года от побережья Бретани курсом Дакар – Фор – де Франс – Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На его борту находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. Подростки представляли пять континентов, главным образом южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб – квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 году. И с этого момента о «мировой конституции прав ребенка» узнало все прогрессивное человечество.
Нормативно-правовая документация по защите прав детства.
Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.
1-й уровень – международный
Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).
Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).
2 – й уровень – Конституция Российской Федерации.
3–й уровень – Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Дети Чернобыля» «Планирование семьи», «Одаренные дети» - утверждены Указом Президента РФ от 18.08.04 г. №1696.
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (28.06.1995 г.)
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (24.07.1998 г.)
Нормативные документы ДОУ:
Устав ДОУ
Положение о родительском собрании
Положение о постановке на учет семей, оказавшихся в опасном положении.
Ребенок обладает:
• Личными правами
• Социальными правами
• Политическими правами
• Правами на образование и культуру
• Правами на защиту в экстремальных ситуациях
Государства–участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
Ребенок обладает личными правами :
• Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие (ст. 6)
• На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства; знание родителей и на их заботу (ст. 7)
• На сохранение своей индивидуальности (ст. 8)
• На поддержание связей с родителями в случае разлучения (ст. 9-10)
• На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (ст. 12)
• На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16)
• На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов; от пыток и жестокости (ст. 19, 33, 34, 35, 37).
• На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертна казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет (ст. 37).
• Ребенок, нарушивший уголовное законодательство, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других (ст. 40).
Ребенку гарантируются социальные права :
• На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком положении (ст. 20).
• На пользовании наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст. 24).
• На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст. 23).
• На пользовании благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26).
• На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27).
Ребенку гарантированы:
Политические права :
• На свободу мысли, совести, религии (ст. 14)
• На свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
• На знание своих прав, изложенных в Конвенции
Права на образование и культуру :
• На свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (ст. 13).
• На доступ к информации и материалам различных национальных и международных источников (ст. 17).
• На образование, в том числе бесплатное и обязательное начальное, доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого (ст. 28).
• На пользование культурой, исповедование своей религии и исполнение её обрядов, а также пользование родным языком совместно с членами своей этнической, религиозной или языковой группы (ст. 30).
• На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством (ст. 31).
Галяутдинова Е. Г.