Светлана Петрова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Поможем Водяному» (Познавательно - исследовательская деятельность).
Воспитатель Петрова Светлана Анатольевна. ГБДОУ детский сад №102.
Описание. Дети в экспериментальной форме рассуждают о свойствах воды и доказывают их.
Цель: Прививать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи.
Расширять представления об окружающем мире: актуализировать имеющиеся знания о воде и воздухе и добывать новые.
Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Закреплять знания детей о свойствах воды (вкус, запах, цвет, растворитель).
Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника.
Стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Материал и оборудование: таблички с информированием свойств воды; шарик и бутылка, стаканы с водой, ложечки, камешки, сахар.
Ход занятия.
Ребята, вам нравится, что мы здесь собрались? Давайте посмотрим на своего соседа и улыбнемся.
Звучит фонограмма «Я водяной». Появляется ребенок в костюме Водяного.
Воспитатель: «Ребята, кто пришел к нам сегодня в гости?» После ответов детей спрашивает Водяного: «А почему ты такой грустный?». Водяной отвечает: «Всю жизнь живу в воде, а ничего о ней интересного не знаю!» Воспитатель предлагает ребятам вместе узнать интересные факты о воде и приглашает Водяного вместе с ребятами поэкспериментировать.
-Домовой живет в воде. А какие мы знаем водоемы? (Реки, озера, моря, пруды). Сегодня мы отправимся на берег реки. А на чем можно отправиться в путешествие? Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Хотите? А нам в пути нужен важный помощник, угадайте кто он? О нем говорится в загадке.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. - Воздух.
Открываю изображение воздушного шара
Скажите, а зачем под шаром расположена горелка (предложения детей)
- А давайте сейчас узнаем что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Опыт 1.
Пустой воздушный шарик надеваем на горлышко бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде.
Что вы видите? (шарик надувается) Ребята, это происходит потому что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается. А теперь поставим бутылку в холодную воду. Что вы видите? (шарик сдувается) Как вы думаете, почему так происходит (Предложение детей). Да, ребята при нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается – воздух охлаждается и шарик сдувается. Кто же сделает вывод, каким свойством обладает с воздух?
Давайте все возьмемся за руки. Итак включается горелка–воздух нагревается - расширяется и шарик заполняется и мы летим (дети, взявшись за руки, поднимают руки вверх). Вот горелку выключили - воздух охлаждается, сжимается и мы приземляемся. (дети опускают руки и кладут их на столы) Вот мы с вами оказались на берегу реки.
Картинка «Осенний берег реки»
Вы слыхали о воде – говорят она везде
В луже, море океане и в водопроводном кране
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда
Без неё нам не умыться, не наесться,не напиться
Смею я вам доложить – без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Воспитатель. Ребята, развернем на берегу реки нашу лабораторию и попробуем ответить на вопросы Водяного? Проходите в нашу лабораторию. Водяной, ребята покажут, какими чудесными свойствами обладает вода.
Детям раздаем одноразовые стаканчики с кипяченой водой.
Опыт 2. Запах воды.
Водяной, а скажи, как можно узнать есть ли у воды запах?
Водяной. Я не знаю
Ребята, как можно узнать есть ли у воды запах (ответы детей)Давайте понюхаем. Есть запах у воды?
Вывод: вода не имеет запаха. Прикрепить на доску картинку.
На доску прикрепить картинку.
Опыт 3. Вкус воды
Ребята, как мы можем определить вкус воды?
Ответы детей. (Попробовать).
Имеет ли вода вкус? Нужно сделать вывод.
Вывод. Вода не имеет вкуса.
Прикрепить на доску картинку.
Опыт 4. Вода- растворитель
Положите в баночку с водой 1 кусок сахара и размешайте. Что произойдет? Куда девался сахар? Ответы детей. Попробуйте воду на вкус. Что изменилось во вкусе?
Сделай вывод.
Вывод. Вода является растворителем, она стала сладкой. Прикрепить картинку на доску.
Опыт 4.
Цвет воды и прозрачность.
Как вы думаете, имеет ли вода цвет? Подумайте, как это можно проверить? (ответы детей). Да. В баночку с водой бросим камешек.
-Посмотрите, виден ли камешек? Значит, имеет ли вода цвет? Нужно сделать вывод.
Вывод: вода бесцветна и прозрачна.
Прикрепить карточку на доску
Физкульминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель. А откуда же берется дождь? Посмотрите на картинку.
Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. А давайте с вами поиграем в капельки. Вот вы сейчас капельки, вы слились в лужицу,
солнышко вас пригрело, и вы улетели на небо, там холодно и вы прижались друг к другу, стали тяжелыми и опять упали на землю (играем 2 раза)
Водяной. Ой, какие вы умные, только я все сразу и не запомнил, напомните мне еще разок, о чем мы сегодня говорили. Сначала дети по желанию рассказывают, что запомнили о воде, опираясь на рисунки. Потом
Воспитатель спрашивает: «Ребята, кто хочет стать доктором наук и еще раз рассказать Водяному, что нового мы сегодня узнали?».
(Ребенок, используя схемы - алгоритмы) повторяет свойства воды.
Водяной, нам пора возвращаться в детский сад. Нас ждет наш воздушный шарик?
10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- Ой, а мы уже и приземлились. Ребята, а как вы думаете, смогли мы сегодня все узнать о воде?
Тогда мы продолжим исследования о воде на следующем занятии. Молодцы, вы сегодня были очень хорошими исследователями, открыли много интересного для себя. Но это не последнее исследование о свойствах воды. В следующий раз нас ждут новые открытия.