Александра Шевчук
НОД по формированию целостной картины мира «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в небольшое путешествие, но
сначала отгадайте мою загадку:
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А, когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место… (хлеб)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в наш интерактивный магазин.
Ребята, посмотрите, как много хлебобулочных изделий. Назовите их.
Публикация «НОД по формированию целостной картины мира „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Дети называют: Хлеб, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, ватрушки и т. д.
Воспитатель: Как называется отдел магазина, если в нем продаются хлебобулочные
изделия?
Дети: Хлебный отдел.
Воспитатель предлагает повторить название отдела всем вместе.
Воспитатель: Правильно, все эти изделия можно купить в хлебном отделе.
Как они называются, одним словом?
Дети: Хлебобулочные.
Воспитатель: Ребята, смотрите, как много разнообразных хлебобулочных изделий. Мы можем приобрести в магазине. Но такое разнообразие было не всегда. Когда-то человек
пробовал жевать зерна пшеницы, они показались ему вкусными. Затем люди научились
растирать зерна камнями и получать муку, из муки научились месить тесто. Из теста люди
стали печь хлеб. Хлеб так понравился людям, что без него уже не обходилось ни одно
застолье. Люди благодарили Бога за хлеб. Хлеб всегда и везде пользуется почетом и
уважением. Во все времена гостей на Руси встречали хлебом и солью. Русский народ
сложил о хлебе пословицы. Вот одна из них: «Хлеб – всему голова».
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Хлеб – главный продукт питания.
Воспитатель: есть еще разные пословицы о хлебе
«Калач приестся, а хлеб никогда», «Худой обед, если хлеба нет» и др.
Песня «Хлеб всему голова».
– Сегодня в магазинах можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он
прошел долгий путь, прежде чем появиться на полках в магазинах. Давайте с вами представим, как растет хлебный колос.
Физкультминутка:
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало. (руки над головой)
Дождик землю поливал, (движения пальцами рук)
И росточек подрастал. (встают)
К свету и теплу тянулся (встают на носочки)
И красавцем обернулся. (опускают руки)
Воспитатель: – Много людей трудится для того, чтобы в наших домах всегда был
хлеб. Бережное отношение к хлебу – это проявление уважения к труду человека.
Долгий путь прошел кусочек хлеба, прежде чем попал к нам на стол.
Специальная техника : Сеялки
«Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном»
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли (показ слайда)
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.
Кто знает, куда шофер увозит зерно?
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?
Воспитатель: на мельницу, там зерно превращается в муку (показ слайда).
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни (показ слайда).
– Ребята, скажите, пожалуйста, из чего пекут хлеб?
Дети: Из теста.
Воспитатель: Из чего месят тесто?
Дети: Из муки.
Воспитатель: А кто печет хлеб?
Дети: Пекарь.
Воспитатель: Правильно. Давайте все вместе произнесем это слово еще раз.
Дети еще раз произносят слово «пекарь».
Воспитатель: Ребята я хочу вам прочесть очень замечательную :
Сказка о дружбе.
Давным-давно жила на свете девочка по имени Колосок. Она была прекрасной особенно ее волосы, которые, развиваясь по ветру, напоминали золото. И был у нее любимый друг - Роман. Они очень любили вместе играть, у них были свои тайны, о которых знали только они. Каждый день они встречались в одном и том же месте – на солнечном поле. Однажды Роман принес своей подруге цветок. Девочка любовалась этим цветком очень долго. Он был скромный - вокруг солнечной серединки поселились белые вытянутые лепестки, такая простота и нежность исходила от цветка, что девочке он очень понравился. Она поблагодарила Романа и спросила, где он добыл такое чудо? Он сказал, что этот цветок ему приснился и, когда он проснулся, увидел этот цветок на своей подушке. Девочка предложила назвать этот цветок Ромашкой - по ласковому имени Романа, и мальчик согласился. Девочка предложила: «Почему же только у нас с тобой будет такой цветок? Давай ты соберешь целый букет этих цветов в той неведомой стране, и мы подарим эти цветы всем добрым людям!» Роман согласился и отправился в дальний путь. Долго он искал эти цветы. Нашел их на краю света, в Царстве снов. Царь снов предложил ему обмен – мальчик должен был остаться навсегда в его царстве, а Царь подарит девочке поле цветов. И мальчик согласился, ради своей подруги по имени Колосок, он был готов на все!
Девочка же долго ждала Романа. Год ждала, два, а он всё не приходил. Плакала она, грустила, сокрушалась, что пожелала несбыточное. Но как-то проснулась она, посмотрела в окно и увидела бескрайнее ромашковое поле. Поняла тогда девочка, что жив ее Ромашек, но далеко он, и нужно его спасать! Колосок подарила людям цветы Ромашки. И люди полюбили эти цветы за их простую красоту и нежность. Почувствовав бескрайнюю любовь девочки, Роман освободился от злых чар Царя снов. И невредимым вернулся домой к своей любимой подруге.
И теперь мы нередко можем увидеть, как на солнечном поле стоят и любуются друг другом золотистый Колосок и нежная Ромашка.
Для работы необходимо:
- картон с контурным рисунком или без него;
- набор пластилина;
- салфетка для рук;
- доска для раскатывания пластилина;
- стека;
- бросовый материал (коробка из под конфет, стержень от ручки);
- лак для волос (для лакирования).
Перед работой следует слегка разогреть пластилин.
Лепка колосьев. Скатать 4 колбаски из жёлтого пластилина (2 – стебля, 2 – для зерен). Прокатать колбаски так, чтобы они утончались.
Наметить расположение стебля на пространстве фона картины. Уложить стебель в намеченное место, прижать и слегка размазать.
Вышедшие края стебля можно с легкостью исправить с помощью стеки.
Из двух оставшихся колбасок нарезаем – зернышки (скатываем овальную форму овальной формы).
Сформировать из зерен колос, маленькие зерна располагать ближе к его вершине.
Вдоль каждого зерна сделать стекой неглубокую насечку.
Скатать очень тонкие колбаски из желтого пластилина длиной 2 -3 см – это будут колосья, которые нужно расположить между зернами, направляя их к вершине колоса.
Из тонких длинных желтых колбасок формируем листья. Сначала их надо прижать, а затем немного размазать, сделав плоскими.
Лепка ромашки. Скатать из белого пластилина 8 одинаковых шариков и расположить по кругу нужного размера.
Теперь каждый шарик нужно особым образом примазать, оставляя внешнюю часть пластилинового шарика выпуклой и направляя движение пальца к центру круга (получится примазанная пластилиновая капелька).
В середину цветков прижать шарики из желтого пластилина.
В середине цветка «рисуем» точки с помощью стержня от ручки.
Из пластилина зеленого цвета скатываем длинную колбаску – стебель цветка, прижать ее к фону. Из этого же пластилина формируем листья и с помощью стеки вырезаем «зубчики», характерные листику ромашки и «рисуем» прожилки.