Ломова Ирина
НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экспериментальной деятельности
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
3. Объяснить опыты и эксперименты с точки зрения химии и физики.
Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
1. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
2. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Материал: смесь перца и сахарного песка, воздушные шары, виноград, водопроводная и газированная вода, молоко, моющее средство, пищевые краски, сахарный песок.
Ход НОД:
Здравствуйте, дети. Очень рада всех вас видеть сегодня в нашей лаборатории. Поздоровайтесь с гостями и расскажите им, что такое лаборатория?
- Вы правы, лаборатория- это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Вы любите экспериментировать? (Ответы детей.)
- Дети, давайте мы, как настоящие учёные, вместе попытаемся провести опыты. Предлагаю одеть специальную рабочую одежду, фартуки и шапочки, чтобы реактивами не испортить свою одежду. (Надевают, помогают друг другу.)
Прежде, чем приступить к опытам, давайте вспомним правила поведения в лаборатории и во время опытов.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- вставать с места без разрешения;
- трогать оборудование и приборы;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши;
- не мешать своим товарищам.
Вы будете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории. Вы будете проводить опыты и эксперименты, делать выводы, фиксировать результаты опытов.
Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории. Я буду руководить лабораторией, контролировать вашу работу, проводит самые сложные опыты.
Яна Игоревна будет моим заместителем. Она будет готовить инструментарий для опытов, убирать его на место, помогать фиксировать результаты опытов.
Дети рассаживаются за столы.
Дети, вы помните сказку «Золушка»? Помните, как злая мачеха смешивала горох и чечевицу и заставляла её сортировать. У меня смешался перец и соль. Подумайте и подскажите мне, как их разделить? (Ответы детей.) Очевидно, что сделать это весьма затруднительно. У меня для вас подсказка- воздушный шарик. Как вы думаете, чем сможет нам помочь воздушный шарик? (Если дети предложат правильный вариант, предложу доказать утверждение. Если дети затрудняются, предложу выход из ситуации.) Возьмите воздушный шар и потрите им свои волосы. Затем поднесите его к смеси соли и перца. Что получается? Почему? (Ответы детей.)
Когда мы потёрли шарик о волосы, он приобрёл отрицательный заряд. А частицы перца, которые находились близко к шарику, приобрели положительный заряд. Поэтому, перец прилип к шарику. Отрицательные и положительные заряды притягиваются друг к другу. Два положительных или два отрицательных зарядов отталкиваются. Маша, почему перец прилип к шарику? Таня? (Ответы детей.)
Воспитатель: наш первый опыт закончился, давайте наведём порядок на столах. Весь материал отнесём на стол к Яне Игоревне. И возьмём подносы с материалами к следующему опыту. (Дети выполняют задание и садятся за столы.)
Воспитатель: что у вас лежит на подносах? (Водопроводная вода в стакане, вода газированная в бутылке, виноград.)
Подумайте и скажите, сможем ли мы заставить виноград прыгать в воде? (Ответы детей.)
В стакане налита водопроводная вода, опустим туда одну виноградинку. Что мы видим? (Виноград утонул на дно стакана). Попробуем взять газированную воду. Дети с помощью взрослых открывают бутылку с водой и опускают виноград. Что мы видим? ( Ответы детей: виноград опускается на дно и поднимается на поверхность.) Как вы думаете, почему так происходит? (Ответы детей.) После ответов детей воспитатель даё т обобщающий ответ: это происходит потому, что в минеральной воде множество пузырьков углекислого газа, они-то и поднимают виноград. Саша, почему виноград не утонул в газированной воде? Как думает Гриша? Давайте зафиксируем результаты на бумаге. На основе этого вы можете показать детям опыт в группе.
Молодцы, мы справились с заданием. Сейчас давайте выйдем из-за столов и немного отдохнём.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
А теперь назад прогнулись
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Молодцы, отдохнули. Сейчас подойдите к Яне Игоревне и возьмите подносы с материалом к следующему опыту. (Дети берут подносы и садятся за столы.)
Дети, скажите вы любите мороженое. Из чего его делают? (молока). Знаете ли, вы, что в молоке можно увидеть салют? Попробуем?
Для этого опыта нам необходимо, что именно назовите вы, посмотрев на свой стол: молоко, красители, средство для мытья посуды. Попробуем провести опыт и оживить молоко. Для начала нальём в тарелку молоко, добавить несколько капель разного красителя и в самый центр рисунка добавьте каплю моющего средства. Катя, что ты сделаешь? (Ответы 2 детей.) Ура! У нас получился салют в молоке! Как вы думаете, почему? (Ответы 2-3 детей.) Воспитатель подводит итог высказываний детей: моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение, поэтому пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Мы справились! Сейчас нужно зафиксировать опыт на бумаге.
(Дети убирают материал, садятся за столы.)
Все вы любите сладкий чай. Давайте посмотрим, что будет, если в одинаковые стаканы с одинаковым количеством воды, положить разное количество сахарного песка. Для этого опыта мы с вами переходим к другим столам и садимся. Для этого опыта нам понадобится что? ( дети перечисляют: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка). В стаканы, выставленные по порядку, я налила по 3 столовых ложки воды. Затем в каждый стакан добавила несколько капель краски и перемешала. В первый - красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаю добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Подумайте и скажите, почему краски не смешались? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот синий слой в стакане самый низкий. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому красный слой наверху. (Ответы 2-3 детей.) Давайте посмотрим, как этот опыт пройдёт у вас. (Дети приступают к самостоятельному проведению опыта.) После работы дети подходят к воспитателю.
Итог: Сегодня мы с вами славно потрудились. Понравились опыты? Какие опыты понравились? Трудно было? Легко? Справились?
Ребята все эти опыты вы можете проделать самостоятельно на кухни для своих родных и друзей.
Наша лаборатория закрывается, всем спасибо за работу, в следующий раз мы продолжим экспериментировать.