Марина Лобанова
Конспект НОД для подготовительной группы «Путешествие в солнечный город»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в солнечный город
Пояснительная записка.
Формирования первичных представлений о труде взрослых является одной из актуальных задач социализации ребёнка, что обосновано ФГОС ДО. Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в Солнечный город» соответствует всем требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада «Рябинка». Занятие рассчитано на детей подготовительной к школе группы. Большинство детей данной группы – мальчики, все они мечтают стать шахтерами и автослесарями. Девочки отдают предпочтение профессиям библиотекаря и кондитера. Все эти профессии нашли отражение в непосредственной образовательной деятельности. НОД проходит в группе детского сада. Форма организации занятия фронтальная. Направление занятия - социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности представлена познавательным, речевым, художественно-эстетическим, физическим развитием. Занятие позволяет охватить многие виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкальную, двигательную). Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии, а также игровые технологии помогают систематизировать и расширить представление дошкольников о труде взрослых. Методы и приемы: наглядный метод (демонстрация презентации, рисунков детей); словесный метод (беседа, рассказы о профессиях, чтение стихов); игровой метод (виртуальное путешествие, динамическая пауза, игра «Собери автомобиль»); информационно-рецептивный метод (совместная деятельность педагога и ребенка); практическо- исследовательский метод (игра «Помоги шахтеру собраться в шахту», рассматривание кернов) вызывают интерес у дошкольников, у них появляется желание как можно глубже познать тему. Непосредственно образовательная деятельность носит развивающий характер и рассчитана на определенный уровень знаний детей, что требует предварительной работы с дошкольниками. Это экскурсии, беседы с детьми о профессиях родителей. Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», рисование на тему «Профессии наших родителей». Чтение художественной литературы: Д. Родари «Чем пахнут ремесла»; С. Я. Маршак «Пожар»; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей». Для сюрпризного момента был подготовлен ребёнок на роль Знайки. Работа над словарем. Дошкольники познакомились с определё нными профессиональными терминами: перфоратор, керн, взрывчатка, ювелирные украшения, отбойный молоток, бурильщик, геолог, мольберт).
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „Путешествие в солнечный город“» размещена в разделах
Цель НОД: создание условий для обобщения знаний старших дошкольников по теме: «Ознакомление с трудом взрослых».
Образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления о профессиях (библиотекаря, художника, автослесаря, кондитера, шахтера).
Развивающие задачи: Развивать речевую активность, диалогическую речь, мыслительную деятельность, расширять словарный запас, кругозор.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.
Предметно-пространственная развивающая среда представлена презентацией «Отгадай профессию», картинками с изображением сказочных героев (Тюбика, Винтика, Шпунтика, Пончика, фотографиями шахты и шахтеров, играми «Собери автомобиль»; «Помоги шахтеру», образцами кернов из шахты. Для проведения рефлексии приготовлены карманные фонарики.
Особой ценностью данного занятия считается учёт регионального компонента (знакомство и расширение знаний о профессии и о труде шахтёра).
Данная деятельность будет полезна воспитателям старших групп дошкольных образовательных учреждений.
Р. S. В разработке даются предполагаемые ответы детей.
Путешествие в Солнечный город
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.
I. Вводная часть. Организационный момент (5 мин.)
Воспитатель: Ребята, у меня на компьютере есть интересная игра, называется «Отгадай загадку». Вы скоро пойдёте в школу, многое уже знаете и умеете. Поможете мне отгадать трудные загадки? Если загадка отгадана правильно, то на экране компьютера появится отгадка.
Игра «Отгадай профессию».
Воспитатель:1. Правила движения знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор, на машине мчит (шофёр)
2. Тёмной ночью, ясным днём он сражается с огнём.
В каске, будто воин славный. На пожар спешит (пожарный)
3. Кирпичи кладёт он в ряд, строит садик для ребят.
Не шахтёр и не водитель, дом нам выстроит (строитель)
4. Мастерица на все руки нам сошьёт пиджак и брюки.
Не закройщик. Не ткачиха. Кто она скажи?. (портниха)
5. Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины?. (врач)
6. Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.
Знает школьник и родитель –проведёт урок (учитель)
7. На витрине все продукты: овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец предлагает (продавец.)
8. Учит вежливости нас, прочитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель –это няня (воспитатель)
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё правильно отгадали. Скажите, как одним словом можно назвать все наши отгадки? (профессии). Вы мне очень помогли, и я предлагаю вам совершить увлекательное и познавательное путешествие в удивительный Солнечный город, «город профессий». Помните, мы с вами уже ходили на пекарню, в библиотеку, на почту и везде встречали замечательных людей, которые трудятся для нас с вами. А поможет нам в нашем путешествии интересный и умный собеседник, литературный герой Знайка из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
II. Основная часть (20 мин.)
На подготовленного ребёнка воспитатель надевает очки, галстук и головной убор - цилиндр.
Знайка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам из Солнечного города, я очень люблю читать разные книжки, из книг я узнаю много нового, они всегда рядом со мной, поэтому меня все зовут - Знайкой. Сегодня мы с вами посетим мой любимый Солнечный город. Я познакомлю вас с моими друзьями и их профессиями.
Воспитатель: Принимаем предложение? Тогда в путь! (Звучит музыка). Раз, два, три, повернись, в Солнечном городе очутись!
На экране компьютера появляется изображение Солнечного города
Знайка: Вот мы и на месте, посмотрите вокруг, как красиво! А вот и мое самое любимое место, я люблю бывать здесь чаще всего!
На магнитной доске изображение библиотеки
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь книг, журналов! Как вы думаете, что это за место? Почему Знайка любит бывать здесь?
Дети: Это библиотека – дом, где живут книги, Знайка очень любит их читать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто работает в библиотеке и чем он занимается?
Дети: В библиотеке работает библиотекарь. Он оказывает помощь в выборе книг, журналов. Эта профессия помогает всем нам узнавать из разных книг, журналов много всего интересного.
Воспитатель: Молодцы ребята, помните всегда, что книги – это наши друзья, берегите их!
Знайка: А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть к моему другу, у него очень интересная профессия.
Дети подходят к мольберту, на нем изображение дома художника и веселого человечка Тюбика.
Воспитатель: Ребята, какой необычный домик! Как вы думаете, кто здесь живет!
Дети: Художник.
Знайка: Это дом моего друга Тюбика. Он художник, пишет красивые картины.
Воспитатель: Что использует художник в своей работе?
Дети: Кисти - для того, чтобы рисовать, мольберт.
Воспитатель: Ребята, художники очень талантливые и одаренные люди. Своими картинами они приобщают нас к прекрасному искусству. Художники дают нам возможность увидеть замечательные портреты, натюрморты и пейзажи. Уважаемый Знайка, наши ребята тоже талантливые художники, у нас есть своя художественная выставка, куда мы помещаем свои работы. Посмотри, пожалуйста.
Воспитатель обращает внимание на выставку детских рисунков «Профессии наших родителей»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в необычных художников и рисовать не на бумаге, а в воздухе.
Физкультминутка «В небе облако плывет»
(выполнение движений под музыку со словами)
В небе облако плывет,
А внизу цветок растет, Справа дерево и речка,
Слева домик и крылечко.
Звучит звук клаксона
Воспитатель: Ой, что это, вы слышите, ребята, откуда раздается звук? Пойдемте, посмотрим.
Дети подходят к изображению Винтика и Шпунтика.
Знайка: Вы узнали, кто из моих друзей живет в этом домике?
Дети: В этом домике живут Винтик и Шпунтик.
Знайка: Ребята, а как вы думаете, какая профессия у моих друзей, кем они работают?
Дети: Эта профессия называется автослесарь, они работают автослесарями.
Воспитатель: Расскажите, ребята, чем занимается автослесарь?
Дети: Автослесарь ремонтирует машины, вначале он внимательно осматривает все детали машины, находит неполадки, потом начинает ремонт, если надо, автослесарь еще и покрасит ее, и тогда машина, снова как новая, может выезжать в рейс и доставлять людей и грузы по месту назначения.
Воспитатель: Вы знаете, чем важна для людей эта профессия?
Дети: Если бы не было такой профессии, то все машины стояли бы сломанными, людям пришлось бы ходить пешком, они не смогли бы перевозить тяжелые грузы.
Воспитатель: Ребята, у моих друзей много работы, давайте им поможем починить машины.
Дидактическая игра «Собери машину» (Дети из геометрических фигур собирают машины).
Воспитатель: Спасибо, ребята, вы помогли весёлым человечкам! Я думаю, они будут очень довольны!
По залу разносится запах ванилина
Воспитатель: Ой, как вкусно пахнет! Откуда этот вкусный запах? Посмотрите у нас на пути еще один домик, чей он узнали, кто в нем живет?
Дети подходят к изображению дома Пончика.
Дети: Да, узнали, в этом домике живет Пончик.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется профессия Пончика, кем он работает?
Дети: Пончик работает кондитером. Кондитеры пекут для людей разные сладости торты, рулеты, кексы, пряники, печенья, пирожки, пирожные.
Воспитатель: Кондитеры делают нашу жизнь радостнее, веселее. Ни один праздник не обходится без торта или пирожных, которые с любовью мастерят для всех нас кондитеры. Дорогие ребята, и вы, уважаемый Знайка, скажу вам по секрету, что в конце нашего увлекательного путешествия нас ждет вкусный сюрприз.
Знайка: Ребята, посмотрите, у нас осталась ещё одна картинка, она не обычная, не из моей сказки. Как вы думаете, куда мы пришли? (Ответы детей)
Дети: Мы с вами оказались на золотодобывающей шахте, где работают наши родители.
Воспитатель: Ребята, расскажите Знайке, кто работает на шахте.
Дети: На шахте работают шахтеры, они добывают уголь для того, чтобы топить ими печи, а также добывают золото, золото идет на ювелирные украшения.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы знаете, что в нашей стране есть как угольные шахты, где добывают уголь, так и шахты, такие, где добывают драгоценные металлы – золото, серебро, медь. Такая шахта находится рядом с нашим селом и там работают многие ваши родители. Это очень трудная и опасная профессия, а помогают шахтерам найти золото геологи, они дают направление, где надо искать золото, бурильщики пробуривают круглые дырки, вытаскивают керны (круглые камни).
Дети рассматривают керны, говорят какие они, какого цвета, запаха.
Воспитатель: Если в кернах найдено золото, то эту руду добывают шахтеры. Ребята, а вы можете показать те предметы, которые нужны шахтеру в шахте?
Дети выбирают из предложенных картинок, что нужно шахтёру в шахте (фонарь, каска, перфоратор).
III. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.).
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня получилось интересное, познавательное и увлекательное путешествие. Вы много рассказали и узнали о профессиях и о труде людей. Кому понравилось наше путешествие, зажгите свои фонарики! Дети зажигают карманные фонарики.
Воспитатель: Кем хотите стать, вы, дети (Дети читают стихотворение).
1. Я хочу шофёром быть, грузы разные возить.
2. Я мечтаю о балете
лучше нет его на свете.
3. Я хочу врачом быть классным
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета
Съел его – болезни нету!
4. В красках я души не чаю
Быть художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я – сомнений нет. 5. Вы со мной друзья не спорьте.
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить пустяк
Я играю за «Спартак»!
6. Я хочу стать пианисткой,
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства
Я люблю её всем сердцем.
7. Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей
С ними петь, гулять. Играть
Дни рожденья отмечать!
Вместе. Все профессии прекрасны! Все профессии важны! Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны!
Воспитатель: Да, ребята, все профессии важны, все профессии нужны для людей. Надо хорошо учиться, чтобы получить профессию и стать специалистом своего дела. Спасибо тебе, Знайка, что ты пригласил нас в такой замечательный город. А сейчас наша очередь пригласить тебя к нам в гости. Возвращаемся в детский сад! (Звучит музыка). Раз, два, три, повернись, в детском саде очутись!
Воспитатель: Как я вам и обещала, нас ждет вкусный сюрприз, который приготовила для всех нас наш уважаемый повар (в зал входит повар с пирогами).
Длительность НОД: 35 минут.
Литература:
1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.
2. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.