Оксана Плетенева
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в Африку»
Плетенева Оксана Александровна
Программное содержание:
1. Расширять первоначальное представление детей о Африке (климат, познакомить с условиями приспособления к жизни животных и растений посредством опытно-экспериментальной деятельности).
Публикация «НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Развивать умение выдвигать гипотезу. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
3. Познакомить со свойствами песка: сыпучесть, текучесть, способность двигаться. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность.
4. Расширять и активизировать словарь детей (верблюд, варан, саксаул, бархан, пустыня и т. д).
5. Воспитывать аккуратность в работе с песком; бережное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
6. учить детей ориентироваться на карте, глобусе, прокладывать по карте маршрут путешествия.
7. Учить детей составлению синквейнов.
8. Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко
высказывать свои мысли
Методические приё мы: проблемная ситуация, вопросы, экспериментальная деятельность детей, практические действия, дидактическое упражнение, рассказ воспитателя.
Оборудование: глобус, пирамида, верблюд, песочные часы, кактус, компас, контейнеры с песком, палочки, бруски, настольная лампа, кусочки меха, картинки с животными и растениями.
Ход занятия
Часть 1. Введение в тему занятия.
Воспитатель :
- Ребята, посмотрите, что я вам принесла.
- А что такое глобус?
- Каким цветом изображают леса, поля, луга? (Леса, поля, луга изображают зеленым цветом)
- Что обозначено голубыми и синими красками? (Голубыми и синими красками изображают реки, моря, океаны)
- А знаете ли вы, сколько материков на нашей планете? (6) А на каком мы с вами живем?
Я знаю, что все вы любите путешествовать, открывать что-то новое. Вот и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие.
А куда мы отправимся, вы узнаете, если скажете, о чем вам напоминают эти предметы? (песочные часы, игрушка кактус, пирамида, верблюд).
- О пустыне? А где находится пустыня? (Африке) Каким цветом изображают (Пустыни – желтым)
Что мы знаем об Африке? (Этот материк самый жаркий, я знаю что там живут)
- Отправимся в Африку?
Воспитатель : Прежде чем отправиться в путешествие, нужно наметить его
маршрут. Сначала найдем на глобусе место, где мы сейчас
находимся,- это пункт отправления. Покажите на глобусе наш
город.
(Дети показывают на глобусе место, где они живут.)
Воспитатель : Поставим на это место флажок. Второй флажок поставим на
Африку- это пункт прибытия.
Ребята скажите, а Африка где находится на севере или на юге (на юге) А как можно определить где юг (с помощью компаса)
Определяем где находится юг
Воспитатель : Давайте подумаем, на чем можно добраться до Африке?
Может, на машине?
Дети: Нас много, в машину все не поместятся.
Воспитатель : Может на поезде? А мы сможем на поезде добраться
до самой Африке?
Ответы детей: Нет, только по суше, дальше океан,
значит, поплывем на корабле.
Воспитатель : Может на лодке? Почему, нет? А на корабле?
А на каком транспорте добраться до Африке будет
быстрее всего?
Ответы детей: На самолете.
Воспитатель : Давайте тогда с вами и полетим на самолете.
Давайте все вместе отправимся в аэропорт. (дети садятся на свои места.) Представьте, что мы на борту самолета и готовимся к отлету. Пристегнули ремни безопасности. Во время взлета и набора высоты нельзя вставать с мест и отстегивать ремни. Полетели.
Раз, два, три, четыре, пять…
Начал самолёт взлетать.
Над полями, над горами,
Над глубокими морями.
Мы быстрее ветра мчимся,
Где же с вами приземлимся?
Часть2. Основная.
Воспитатель : Вот мы и добрались до Африки. Везде так пусто. Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Как же называется это место? (ответы детей)
Воспитатель : -Конечно, пустыня. Давайте и мы подойдем к песку погрузим руки в песок, пошевелим пальцами, что происходит с песком? (ответы детей). Перемешайте песок. Пропустите его между ладошками.
Воспитатель : Возьмите в руки лупы, скажите какие песчинки?
- А они одинаковые? (ответы детей) Они скреплены между собой или нет?
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Воспитатель : В Африке много пустынь –пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня Сахара. В пустыне дуют горячие ветры. Лето очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так сильно, что песок нагревается и в нём можно испечь яйцо. А зимой и ночью в пустыне холодно, бывают даже морозы.
- Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказываются могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки. А какое растение вы знаете с колючками? (кактус)
Воспитатель : - Ребята, а скажите. Почему у них маленькие листья? (чтобы не терять воду, Чтобы меньше испарялось влаги)
Верно, таким образом растения приспосабливаются к жаркому сухому климату.
- Как же они обходятся без воды?
- Оказывается у этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома (иллюстрация, то его корни достанут до земли.
Воспитатель :- Зачем растению длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй).
- В пустыне растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (иллюстрация).
- Кажется, что в пустыне не может быть животных, но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это? (Верблюд).
- Верблюда (иллюстрация) называют «кораблём пустыни». Почему. Как вы думаете?
- Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. У них длинная, густая шерсть. Почему им не жарко в пустыне? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём один эксперимент.
Опыт с лампой.
На стол ставится зажжённая лампа и детей просят поднести руку поближе к ней.
- Что надо сделать, чтобы не чувствовать жару?
- Правильно, надо чем-то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха.
- Вот также, как кусок меха защитил наши руки, длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.
- Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда?
- На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём ещё один эксперимент. Представьте себе, что вы гуляете по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша, а потом в больших ботинках на широкой подошве без каблука (крышка от пластиковой бутылки). Что вы заметили?
- Верно, острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда – широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.
- В пустыне бывают песчаные бури, это когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать. Но и к этому приспособился верблюд. Ноздри у него могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. А глаза от песка защищают длинные ресницы.
Питаются верблюды скудными травами и кустарниками, которые ни одно другое животное не может есть. А самое любимое лакомство – это верблюжья колючка. Несколько дней могут обходится без воды и пищи. Но перед тем как отправиться в путь, хозяин даёт верблюду много воды и корма. В горбе у него накапливается жир, которые он будет расходовать в переходах по пустыне. Раз в год у Верблюдице рождается детёныш – верблюжонок. И кормит его густым, жирным молоком.
Физминутка
Мы по Африке гуляем
И животных замечаем!
У слона большие уши,
Львица греется на суше.
Вот зубастый крокодил –
Чуть всех нас не проглотил!
Воспитатель : - Наше путешествие продолжается, какие ещё животные обитают здесь
Игра «Засели пустыню» Предлагаю вам самостоятельно заселить животными, которые по-вашему мнению живут в пустыне.
Дети рассказывают:
- Я вижу джейрана. Это длинноногая стройная газель. Кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами. Стадо постоянно кочует. Воду пьют 1 раз в семь дней. К водопою приходят, когда стемнеет. А в жару лежат в тени. При опасности спасаются бегством.
- Я вижу варана. Это самый крупный из всех ящериц. Варан – хищник, свою добычу может сбить с ног ударом хвоста. Норы себе выкапывает под корнями деревьев. Детёныши вылупляются из яиц. Они очень быстро растут.
- А я вижу лисицу фенек, у нее большие уши, которые выполняют две цели: они улавливают звуки добычи, а также охлаждают лисицу в жаркие дни. Толстая шуба согревает в холодные ночи пустыни.
- Я вижу тушканчика. У него хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.
Воспитатель : Почему этих животных вы не заселили в пустыню?
Правильно. Белый медведь живет на северном полюсе, корова - это домашнее животное, бурый медведь водится в наших Европейских лесах.
Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и доехали до этого места, а называется он оазис. Оазис находится в Ферганской долине, по которой протекает река Сырдарья (иллюстрация). В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец (иллюстрация). В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды. Жители оазиса угощают нас соком. Сок приготовили из фруктов, которые они сами вырастили.
Часть 3. Выход из занятия.
Ребята, в Африке есть ещё очень много интересных животных и растений, но наше путешествие, увы, уже подходит к концу. Вам понравилось наше путешествие. А что вам больше всего понравилось, что вы узнали нового?
А куда бы вы ещё хотели попутешествовать? А вы не забыли где мы с вам живем, на каком материке, а город….
Занимайте свои места в самолёте.
Руки ставим все в разлё т: Получился самолёт.
Мах крылом туда – сюда, Делай раз, делай два.
Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите.
Раз, два, раз, два. Опустите руки вниз, И на место все садись.
- Вот мы и вернулись.
Вот мы вернулись в д\с. Давайте составим синквейн про наше путешествие.
1 строка 1 слово. Кто? Что? Пустыня
2 строка 2 слова. Какой? Какая? Какое? Какие? Жаркая, песчаная
3 строка 3 слова Что делает? Что делают? Греет, обжигает, пересыхает (печет)
4 строка 4 слова. Это фраза, в которой отражается личное мнение к предмету разговора. В пустыне мало воды (Жарко и хочется пить) Кругом пустота и жара.
5 строка 1 слово. Вывод. Итог. Жара Загадка