Светлана Котлярова
Игра-путешествие по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебных трав целительная сила»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра-путешествие по экологическому воспитанию в старшей группе.
«Волшебных трав целительная сила…»
Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.
Продолжать знакомить детей со свойствами лекарственных растений родного края.
Задачи:
Образовательные:
-Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах.
-Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений.
Публикация «Игра-путешествие по экологическому воспитанию в старшей группе „Волшебных трав целительная сила“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-Обогащать и активизировать словарь детей по теме «лекарственные растения»
- Активизировать умственную деятельность, учить находить выход из сложившейся ситуации
Развивающие:
- Развивать речь, логическое мышление, умение отгадывать загадки.
- Совершенствовать диалоговую речь;
-Развивать творческое воображение
-Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Воспитывающие :
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к природе
- Воспитывать доброту, уважение, умение слушать ответы детей, дополнять их.
Ход игры:
Дети встают в круг.
Воспитатель : Все в сборе, взрослые и дети!
Мы можем начинать.
Но для начала нужно «Здравствуйте!» сказать.
Дети здороваются.
Воспитатель : А теперь, дорогие мои ребятишки,
Глаза закрываем и представляем.
Думаем только о том, что сейчас
Хороший, красивый каждый из вас.
Вы-самое лучшее, что есть на планете!
Глаза открываем-
Здравствуйте, дети!
Воспитатель : А сейчас я предлагаю поделиться добрыми пожеланиями с нашими гостями.
(Пока дети говорят пожелания гостям, воспитатель надевает платковую куклу, берет котенка-игрушку).
Стук в дверь, Входят Бабушка-Дарьюшка с котенком-игрушкой.
Бабушка-Дарьюшка: Вот стоит красивый дом
Ребятишек много в нем.
Мы решили к вам зайти.
Познакомиться с детьми.
Понравился мне ваш детский сад, вы красивые приветливые. Давайте знакомиться я тетушка Дарья. (Дети называют имена).
Бабушка Дарьюшка: Васька мой поранил лапку,
Но ни зеленки, ни бинта я с собою не взяла.
Что же делать? Как тут быть?
Чем Василия лечить?
Ответы-варианты детей.
Бабушка Дарьюшка: Ой, ну как же мудрено,
Есть лекарство-вот оно!
Интересный куст стоит-
Сочный лист, иголки-
А надломишь – сок бежит, Лечит ранки и ожоги, ссадины, царапины,
Называется он как? Знаете, ребята?
Ответы детей.
Бабушка Дарьюшка: Дай-ка, Васька, лапку нам,
Мы алой приложим.
Несомненно, твою лапку вылечить он сможет.
(Перевязывает лапку).
Бабушка Дарьюшка: А теперь, ляг на печку, полежи и немножечко поспи.
Обращает внимание на второе растение.
Что ж растет у вас такое, так чудесно пахнет?
Назовите поскорее умнички-ребятки?
Заварил - простуду лечит,
А понюхал-крепко спишь.
Чудо травка зеленеет
Вылечит нас всех, малыш.
Мята - замечательное растение я знаю, что оно тоже может помочь людям, и кто ее лечебные свойства знает?
Дети перечисляют лечебные свойства мяты.
Бабушка Дарьюшка обращает внимание на лук и чеснок.
Лук зеленый на окне-
Что за восхищенье?
Помогает он всегда
Всем без исключения.
Лечит, дарит силы он.
Мы водой его польем.
Рядом с ним растет дружок
Назовем его…
Дети: Чеснок.
Бабушка Дарьюшка: А в какие блюда можно добавить лук и чеснок?
Ответы детей.
Бабушка Дарьюшка: Горький лук - твой зеленый друг.
Лечит он от семи недуг.
Если ешь ты лук чеснок-
Будешь ты всегда здоров.
Бабушка Дарьюшка: Вот он какой---лук от семи недуг. У воды и у земли сила есть целительная. И потому растут на земле растения лечебные, только надо уметь распознавать их.
Бабушка Дарьюшка приглашает детей на полянку.
Растут на моей полянке травушки целебные. А давайте и мы в травушку превратимся.
Вокруг себя повернись - и в травинку превратись.
Дети называют в какое лекарственное растение превратились.
Творческие мини-рассказы детей.
Психогимнастика с элементами самомассажа.
Представьте себе, красивый луг, на котором растут травы. Солнце не взошло, травки спят, глазки закрыты. Головку обхватили лепестками.
Но вот выглянул первый солнечный лучик, погладил по головке, травки открыли один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вправо, влево, вверх. Зажурились от яркого солнца. Открыли глаза, широко улыбнулись. Как рады травки солнышку.
Тут тучка набежала. Стали травки умываться, щечки, глазки, плечики, грудку.
Ветерочек (веер) набегал, легонько травки покачал.
Бабушка Дарьюшка: А еще открою вам один секрет-
Растут травушки на грядке,
Но как только лягу спать-
Начинают танцевать.
Звучит музыка, бабушка «засыпает», травки танцуют.
Музыкальная пауза.
Бабушка Дарьюшка: Мы немного отдохнули, а теперь повернись, в ребятишек превратись.
Бабушка Дарьюшка: А еще у меня есть волшебный мешочек, что в нем? Загадки о лекарственных растениях.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
(М. Киселева)
- О каких друзьях говорится в стихотворении?
Ответы детей
Дети отгадывают, рассказывая о лечебных свойствах знакомых им растений.
Крапива
Не пустили в огород
Оттого она и жжёт
Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии.
Подорожник
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (подорожник)
Кто знает, почему так назвали это растение?
Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.
Бабушка Дарьюшка: А в моем чудесном мешочке есть еще такие волшебные семена-горошинки.
Пальчиковая гимнастика
Покатаю я в руках бусинки-горошинки.
Станьте ловкими скорее пальчики с ладошками.
Бабушка Дарьюшка: Ну вот поиграли, а что делать дальше с семенами, Вы уже знаете? (Ответы детей).
Бабушка Дарьюшка выкладывает схему роста растения.
Беседа о том, что нужно растению для роста.
Бабушка Дарьюшка: Ребята, но ведь болеем мы не только летом, но и зимой и весной, когда растения еже не цветут. Поэтому лекарственные растения заготавливают летом. Какие правила сбора лекарственных трав вы знаете?
Ответы детей.
Бабушка Дарьюшка: Все лекарственные растения продаются и в аптеке, их для вас рокупают ваши мамы. Природа щедро дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Бабушка Дарьюшка: Много знаете о растениях, но пора нам в группу возвращаться.
Бабушка берет кота Ваську.
За окошком снег и лед
На окне же огород!
Что растет у вас ребята?
Лук, чеснок, алой и мята.
Значит, к вам не зря зашли,
Ваську вылечить смогли!
Хорошо мы погостили
Вкусного чайку попили.
Подлечился Васька-кот.
А теперь пора в поход.
Вам спасибо говорим.
Очень Вас благодарим.
Литература
1. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию : Средняя, старшая, подготовительная группы. -М: ВАКО, 2010
2. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей. – Минск: Асар, 1997