Анурова Елена
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»
Описание: Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые сюжеты, различные истории с животными и растениями, что помогает развивать фантазию и речь ребенка.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Путешествие муравья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.
Задачи:
1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о пользе насекомых.
2. Формировать связную речь, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок, развитие творческого воображения.
3. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в природе, не разрушать условия жизни лесных обитателей.
4. Учить находить решение проблемно - поисковых задач.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель. Ребята, я вам расскажу старую историю.
Когда я была такой же, как вы, мы с бабушкой пошли в лес за грибами, и увидели странное зрелище. Около нескольких березок, муравьями был построен муравейник, по которому прыгала большая птица. Я хотела спугнуть ее, но бабушка не разрешила. Птица сидела, вытянув в стороны свои крылья, и не шевелилась минут несколько. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями. Многие птицы принимают такие ванны. Я стала наблюдать за муравьями. Как вы думаете и что же они делали? (Ответ детей).
Мне понравился один муравей, но вдруг поднялся сильный ветер и сорвал моего муравьишку с листочка и куда - то унес его. Я стала волноваться за него, а хотите посмотреть каким он был?
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, организует дидактическую игру «Собери картинку». Дети собирают картинку «Муравей»).
Воспитатель. Ребята, давайте поможем муравьишке вернутся домой? (Ответ детей).
Воспитатель. Тогда обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета, сложите в нашу волшебную коробку, и посмотрим, какой муравей у нас получиться. Закройте глаза, вспомните что - нибудь смешное и посмейтесь. (Дети выполняют).
(Воспитатель достает из коробки игрушечного муравья с множеством разноцветных точек).
- Как мы назовем нашего друга? (Дети называют).
- Я предлагаю нести муравья к себе в домик всем по очереди.
(Дети шагают по тропинке, впереди речка)
Воспитатель. А вот и речка! Но вот беда, наш герой плавать не умеет. Как же нам переправить его на другой берег?
Дети. Нужно посадить его на листок или на дощечку, и он переплывет. А еще можно набросать много камешков или сделать мостик, связав много веток, и он перейдет.
Физкультминутка (дети имитируют)
Тихо плещется вода Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками) В небе тучки, как овечки, (Дети вытягивают руки вверх) Разбежались кто куда. (Потягивания – руки в стороны и в вверх)
Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. (Дети садятся)
Чтоб побольше их собрать, надо чаще приседать. (Приседания)
Воспитатель. Ребята, а вот полянка, на ней красивые цветы. Ах, какой запах!
Почувствуйте его. (Дети присели, можно лечь на пол, вдыхают носом воздух).
- Отгадайте загадки, кого можно увидеть здесь?
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку
(кузнечек).
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(Лягушка)
Ползла букашка
По большой ромашке.
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети:
Кто расставил сети?
Паук
Воспитатель. Ребята, скажите кто в загадках лишний? Почему?
- На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные насечки, полоски. Вот откуда и название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Все насекомые обжоры, они едят все: зелень, личинки, мелких насекомых, тлю. Насекомые бывают мелкие и большие, одни летают, другие прыгают, одни живут несколько лет, другие один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как (пчела, муравей, назойливый как (муха).
Воспитатель. Представьте себе, что вам на руку сел маленький жучок. Голова черненькая, крылья красные на них точки - пятнышки. Он иногда умеет притворяться мертвым, сложит свои ножки, спрячет усики и ждет, чтобы его отпустили. О ком я говорю?
Дети. Это божья коровка.
Воспитатель. Покажите, как ползает жучок по вашей руке, щекочет лапками ладонь, пальчики.
- Наш муравей, пока мы играли, куда - то пропал, не случилась ли с ним беда? Поищите его. (Дети находят муравья запутанного в паутину).
Воспитатель. Муравей попал в сети паука, как его освободить и паутину не повредить?
Дети. Отогнать паука веткой или дать пауку другой корм. Можно попросить паука освободить муравья.
Воспитатель. Так мы и сделаем. Ну, а теперь нам нужно найти муравейник. Как мы это будем делать?
Дети. Можно забраться на дерево и посмотреть кругом. Спросить у птиц, может они видели. Понаблюдать за другими муравьями, они нас приведут к муравейнику.
(Дети встречают жука, он рассказывает детям, что муравейник разрушен).
Воспитатель. Кто же это сделал?
Дети. Нехорошие люди сломали. Может медведь наступил лапой. Ветер сильный дул и сломал.
Воспитатель. Это очень плохо, в лесу, нужно быть очень аккуратным, чтобы не нарушать природу. Давайте построим новый муравейник. (Дети выполняют).
- Теперь нам нужно придумать какое - нибудь фантастическое животное для охраны муравейника. Давайте возьмем различные части насекомых и соединим их вместе.
1 ребенок - Жало от осы.
2 ребенок - Большие глаза от стрекозы.
3 ребенок - Крылья от бабочки.
4 ребенок - Рога от жука.
5 ребенок - Туловище от пчелы.
Воспитатель. Что же у нас получилось? Что это насекомое должно делать?
Давайте придумаем ему название. (Дети называют).
Воспитатель предлагает детям нарисовать волшебное насекомое.
Дети выполняют задание.
В конце занятия подводится итог.