МАРИЯ КРАВЧУК
Конспект НОД по экологии в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии на тему : Путешествие в зимний лес.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Расширять представление детей о зиме, её признаках.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологии в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: закрепить представления о характерных признаках зимы, о состоянии живой и неживой природы, о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются; учить распознавать следы зверей; активизировать словарь по теме «Дикие животные»; расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес;
Развивающие: развивать внимание, словесно-логическое мышление, воображение, наблюдательность, слуховую и зрительную память, связную речь; побуждать детей к творчеству и фантазии.
Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе; создать у детей радостное настроение.
Создание среды для проведения непосредственно образовательной деятельности: презентация «Путешествие в зимний лес», картинки «Птицы», макеты ёлок, пеньки, снежинки, письмо, сугроб с сюрпризом, картинка «Кто спрятался?», следы животных, аудио запись «Звуки зимнего леса» и физкультминутка «А на улице мороз».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
(Дети заходят в группу и становятся полукругом)
Воспитатель: Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки,
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Догадались, кто она? (Зима)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на окно (на окне лежит письмо)
В снежинках-звездочках оно.
Прочитаем, что пишет зима? (да)
"Я не была у вас давно.
Пора нам встретиться, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Я - белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю,
Всех вас ребята в гости жду.
Ко мне скорее поспешите.
В лесу найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей-зимой? (да)
А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? (да)
- Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? ( выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки)
(Звучит музыка) Закройте глаза и послушайте: «Слышите? Чуть поскрипывает снежком, величаво и не спеша идет по лесу сама волшебница ЗИМА. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит деревьям и кустам пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в зимний лес и мы спешим ей навстречу, замирая от радости.
- Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения (Не шуметь, не ломать ветки, не трогать животных)
Воспитатель: Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах.
Имитация движений с речевым сопровождением:
Друг за другом мы встаем.
К зимушке - зиме пойдем.
В царство снежное отправимся гулять, Дети маршируют.
Будем бодро, весело шагать. Поднимай повыше ногу, Проложи себе дорогу. Побежим мы поскорее, Ножки с ручками согреем. Осторожно все идем. Ходят «змейкой между кочками» На сугробы не наступаем, А дружно по лыжной дорожке шагаем. Маршируют
Воспитатель: Зима – Кружевница, весь лес нарядила! Откройте глаза и посмотрите как же красиво в лесу зимой! (слайд 1 картина – «Зимний лес»)
II. Основная часть.
1. Беседа «Признаки зимы в неживой и живой природе»
Воспитатель: Вот мы и на лесной полянке. Садитесь на свои пенечки. Как изменился лес! Ребята, скажите мне, что происходит зимой в природе? А помогут нам картинки символы.
1. Зимой солнце светит, но не греет.
2. Зимой небо может быть пасмурным и ясным.
3. Ветер зимой холодный, сильный, колючий, ледяной.
4. Деревья стоят голые, их ветки покрыты снегом.
5. Световой день короткий
6. Зимой идет пушистый снег.
7. Люди тепло одеваются.
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- А что является самым главным признаком зимы? (Снег.)
- Откуда же берется снег? (Он подает из тучи, снег это замерший дождь.)
- А что можно слепить из снега? (ответы детей)
2. Динамическая пауза «Снеговик» (массаж биологически активных зон)
Раз – рука, два – рука (поочередно вытягивают руки)
Лепим мы снеговика («лепят» снеговика)
Три-четыре, три-четыре (гладят ладонями шею)
Нарисуем рот пошире (проводят пальцами вверху и внизу рта)
Пять - найдем морковь для носа,
(пальцами растирают крылья носа)
Угольки найдем для глаз. (Указательными пальцами дотрагиваемся до глаз).
Шесть - наденем, шапку косо (надеваем)
Пусть смеется он у нас (Ладонями растираем лоб)
Семь и восемь, семь и восемь, Мы плясать его попросим. (Гладят колени ладонями)
Воспитатель: Хорошо, размялись. Теперь посмотрим насколько вы внимательные.
3. Игра «ЗИМНИЕ СЛОВА»
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Зимние слова. Я буду называть вам зимние слова, если вы их услышите, то должны хлопнуть в ладоши, а если не зимние слова, то молчать.
Готовы? (да)
Снег Жара снежинки книга дед мороз кровать новый год загорать конфета лыжи санки листопад снеговик снегурочка помидоры
- Молодцы! Какие вы смышленые.
4. Игра «Перелетные-зимующие»
Воспитатель: Дети, кого можно встретить в лесу? (ответы детей) А птиц можно встретить? (да)
- А все ли птицы остаются зимовать и почему? (ответы детей)
Давайте навестим наших маленьких друзей! Для этого пройдем на «опушку леса» (дети становятся вокруг стола, где лежит изображение елки, солнца и картинки перелетных и зимующих птиц).
- Ваша задача - зимующих птиц «сажаем» на елку, а перелетных размещаем возле солнца.
- На каком дереве сидят зимующие птицы на хвойном или лиственном? (ответы детей)
- Почему зимой птицам голодно? (ответы детей)
- Как мы можем помочь им? (ответы детей)
5. Игра «Чьи следы»
Воспитатель: Ребята, становитесь на лыжи и пойдем дальше по лесу. Ой, посмотрите здесь какой - то зверь пробежал и оставил свои следы. А зима нам с вами подсказку- загадку приготовила.
Отгадаем, чей след? (Да)
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт?
Кто это? (Слайд 2 – лиса)
- У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая. Лапы у лисы зимой обрастают густой шерсткой, как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот мышкует она, пока не насытится. Живёт лиса в основном в логове, расположенном на открытом месте.
Воспитатель: Так ребята, на этом наша остановка заканчивается, встаем на лыжи и поехали дальше.
- Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы («следы» зайца на листе белой бумаги).
- Как вы думаете, чьи они? (ответы детей)
-Слушайте загадку:
Грызёт веточки зимой.
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц (Слайд 3)
Заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов.
- Какие враги у зайца? (Ответы) Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвост не мешает быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, заяц ими отталкивается от земли и делает большие прыжки. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца острые. Заяц днем больше спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится, легко передвигается по нему, потому что лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке.
Воспитатель: Ребята, в лесу холодно, давайте немножко погреемся.
6. Физкультминутка «А на улице мороз»
- Так, ребята, на этом наш привал заканчивается, встаем на лыжи и вперед.
Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы.
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый, серый?
Ну конечно, это (волк) (слайд)
Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голоден. Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не мёрзнет. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и могут нападать на дворовых собак, овец. Волк живёт со своей семьёй в логове.
Воспитатель: Идем дальше (на слайде 5 берлога медведя) Интересно, а, что это за бугор из веток, присыпанных снегом? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. А как вы думаете, что он сейчас делает? (спит)
- Молодцы! Медведь спит и сосет лапу, так он питается. И будет спать до весны, поэтому, идем тихо.
- Кто – же ещё спит зимой? (ёжик). Он тоже проспит до весны.
- А вот мы вышли с вами на опушку леса. Смотрите, что это за загадочная картина. Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные.
7. Игра «Кто спрятался в лесу?» (на доске висит картинка с зашифрованными животными).
В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их (белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка).
III. Рефлексия.
- Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие? (да)
Скажем волшебные слова:1, 2, 3 – повернись, в нашей группе очутись.
-О каком времени года мы говорили? (Ответы детей) Звучит запись песни «Кабы не было зимы».
Что вам понравилось? Что было интересно? А что вам не понравилось? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, здесь большая снежинка, а на ней что-то написано. Прочтем? (да)
«Вы знаете о зиме и любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания. Мне пора. Зимушка-зима» (слайд 6)
(Дети находят сундучок со снежками – зефиром)
- Думаю, зима довольна вашим посещением зимнего леса, будем ждать приглашения в весенний лес.