Марина Беляева
Конспект НОД по ТРИЗ в старшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе есть любимая игрушка детей, «символ группы» - кукла Почемучка. Почемучка – любимица детей, и материал, поданный на занятии в ее присутствии, принимается с большим интересом. В силу этого, мною было принято решение адаптировать одно из занятий по ТРИЗ с учетом потребностей и интересов детей нашей группы. За основу было взято занятие из книги С. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»
Публикация «Конспект НОД по ТРИЗ в старшей возрастной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Непосредственно образовательной деятельности
по ТРИЗ
Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ № 56 Беляева М. Н.
Тема: «Твердые и жидкие человечки».
Цель: Активизировать мышление детей; закрепить представление детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Задачи:
1. Образовательные: Закрепить у детей представление о свойствах жидких веществ; учить детей сравнивать и анализировать свойства объектов;
2. Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление;
3. Воспитательные: формировать навык работы в коллективе; побуждать уважительно относиться к товарищам во время их ответа.
Предварительная работа:
Знакомство с маленькими человечками.
Демонстрационный материал:
• Картонная коробка;
• Стакан с водой;
• Деревянные кубики;
• Тряпичный мешочек.
Словарная работа:
Обогащение словаря: блюдо искрится, блюдо сияет.
Ход занятия
1. Организационный этап
Дети заходят в группу и рассаживаются по своим местам. Воспитатель обращает внимание детей на символ группы – куклу Почемучку.
-Ребята, посмотрите, наша Почемучка сегодня в замечательном настроении, и в руках у нее какая-то коробочка. Давайте спросим у нее, что же ее так обрадовало? (Дети задают вопросы)
Кукла начинает свой рассказ:
- Ребята, я вчера решила сходить на прогулку, в лес. Погода прекрасная, настроение замечательное, вот я и собралась. Зашла в лес, а там такая красота: деревья стоят все в снеговых шубках, белочки по ним прыгают, а на некоторых ветках сосульки, такие красивые, как из хрусталя! Иду, вдруг вижу – Госпожа Метелица мне на встречу идет, улыбается. Пригласила она меня к себе в гости, чай пить с пирогами, я конечно согласилась. Сели мы за стол, чай пить, а я на посуду смотрю – такая красивая! Блюда с пирогами сияют, искрятся, а блюдечки и вовсе как из стекла. Увидела Метелица мой интерес, и подарила мне одно такое блюдечко. Я его с собой в коробочке принесла, подумала вам тоже должно понравиться!
Кукла открывает коробочку, а в ней пусто, только дно промокло.
-Ой, вот беда! Блюдечко то пропало! Куда же оно могло подеваться?
В процессе обсуждения дети предполагают, что блюдечки у Госпожи Метелицы были сделаны изо льда. А поскольку в группе тепло – лед растаял.
2. Основной этап
Воспитатель сообщает детям, что лед волшебный, он умеет превращаться. Лед – твердое вещество, в нем человечки крепко держатся за руки. Когда становится теплее, человечки перестают держаться за руки – и получается жидкость, вода.
- Ребята, а вы знаете, чем жидкие вещества отличаются от твердых? Что мы можем сделать с водой, а что со льдом?
Воспитатель выставляет на свой стол стакан со льдом и стакан с деревянными кубиками.
- Жидкость растекается, принимает форму ёмкости, в которой находится, может впитываться. Твердые вещества сохраняют свою форму в любой ёмкости. Жидкие человечки легко перемещаются (если опустить палец в стакан с водой, он станет мокрым, а если в стакан с кубиками, то он не станет деревянным). Вода занимает весь стакан, без пустот, а с кубиками так не получится. Если налить воду в тряпичный мешочек – она просочится, а кубики нет.
Физкультурная минутка
Игра «Замри»
Дети перемещаются по группе. По сигналу воспитателя они превращаются в ледяных, должны «замерзнуть» - замереть. Повторный сигнал – «растаяли».
Далее воспитатель предлагает детям представить сосульку, которая висит на крыше.
- Представьте, что на улице весна. Что происходит с сосулькой, когда пригревает солнце? Что образуется под сосулькой? Что происходит ночью? (Ответы детей).
- Сосулька зимой не тает, потому что маленьким человечкам льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, солнце стало пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Дед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет все сильнее, человечкам становится жарко. Сначала они отодвигаются друг от друга, а потом разбегаются в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.
Воспитатель предлагает детям на время превратиться в маленьких человечков льда, и стать сосулькой. Дети, под руководством воспитателя проходят все этапы таянья сосульки.
3. Заключительный этап
Воспитатель спрашивает у детей:
- Кто сегодня приходил к нам в гости? Что она вам принесла? (Ответы детей).
- Почему растаяло блюдечко? (Ответы детей)
- Что нового мы с вами сегодня узнали про маленьких человечков? (Ответы детей)
- Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, что бы люди смогли ходить по воде? (Ответы детей) Правильно, ее надо заморозить.
Воспитатель хвалит детей, объявляет об окончании занятия.