Боцулко Оксана
Конспект НОД по совершенствованию Лгср в старшей группе для детей с ФФН и ОНР «Моя страна — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
• Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
• Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
Публикация «Конспект НОД по совершенствованию Лгср в старшей группе для детей с ФФН и ОНР „Моя страна — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
• Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
• Воспитывать гордость за родную страну.
• Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа:
• Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
• Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
• Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
• Прослушивание гимна России, ипесни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Оборудование и материалы:
• карта, герб, флаг Российской Федерации;
• тренажеры для развития дыхания;
• иллюстрации : портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
• глобус, проектор, слайды на тему «Россия», мяч, макет березы;
• карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах,
• ленточки.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.
Речевое развитие
Слайд 1-2 Речевая деятельность 1. Организационный момент
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
В. Степанов
Логопед: - Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. На чем можно путешествовать?
Дети: - На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…
Речевое развитие
Слайд 3 Речевая деятельность 2. Упражнение «Самолетики» (развитие плавного речевого дыхания).
Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина» : постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.
Речевое развитие
Слайд 4 - 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11 Речевая деятельность 3. Основная часть
Беседа о России.
Логопед демонстрирует слайд «Россия на политической карте мира»
Логопед: - Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?
Дети: - Это карта мира, на ней обозначена наша страна.
Логопед:
- На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.
Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая
Логопед демонстрирует слайд «флаг России».
Дети: - Это флаг России : на нем белая, синяя и красная полосы.
Логопед:
- Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева
Логопед демонстрирует слайд с изображением герба России.
Дети: - Это герб России : на нем изображен двуглавый орел.
Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая
Логопед демонстрирует слайд с изображением московского Кремля.
Дети: — Это Москва — столица России.
Логопед : — Почему вы так решили?
Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.
Логопед демонстрирует изображение (фото) березы.
Дети: - Это береза.
Логопед : -Как береза связана с Россией?
Дети: — Березу считают символом России.
Логопед :
- Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматина.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая
Логопед демонстрирует изображение (фото) каравая.
Дети: - Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.
Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».
Логопед: -Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин (прикрепляет к доске портрет поэта).
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Логопед: — Каким словом называет поэт Россию?
Дети: - Сергей Есенин назвал ее Русью.
Логопед : - Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?
Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились
Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».
Логопед : — Почему мы зовем Россию Отечеством?
Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».
Речевое развитие
Слайд 12 Речевая деятельность 4. Упражнение «Подбери родственные слова».
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.
Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.
Речевое развитие
Слайд 13-17 Речевая деятельность 5. Чтение стихотворений детьми.
Логопед: - Россия — необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Много поэтов, писателей, композиторов, художников создали замечательные произведения о нашей большой Родине.
1 ребенок:
Родина! Россия! Русь!
Как тобою я горжусь!
Горы самые высокие,
Реки самые глубокие,
Степи самые раздольные,
Люди гордые и вольные,
Все бойцы самоотверженны,
Все твои враги повержены.
Ты стремись вперед, как птица,
Будут все тобой гордиться!
Н. Нищева
2 ребенок:
В России небо синее
И звезды золотые.
Леса зимою в инее,
Как лес, поля густые
3 ребенок:
Моря у нас глубокие,
Морей не перечесть,
Вершины гор высокие
У нас в России есть.
4 ребенок:
Березовые рощи,
Пшеничные поля,
От края и до края
Родная мне земля.
5 ребенок:
Любимые просторы
И синь широких рек.
Я — гражданин России,
Счастливый человек!
Н. Кнушевицкая
Речевое развитие Речевая деятельность 6. Упражнение «Подбери пару».
Логопед: — Вы знаете много российских городов, рек, озер. Давайте образуем из них пары. Если я произношу название города и бросаю мяч, вы ловите мяч и подбираете второе название города, если название реки — подбираете название реки, возвращая мяч мне.
( Например: Москва — Челябинск,
Волга - Енисей, Лена — Ангара, Сочи - Магнитогорск.)
Физическое развитие
Слайд 18 Двигательная деятельность 7. Физкультминутка.
Педагог устанавливает макет березы.
Логопед: - Как вы думаете, за что русские люди любят березу? Ответы детей.
Логопед: — Русская береза — это краса и гордость России. В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.
Хоровод (координация речи с движением).
Посреди двора березка ненаглядная стоит.
И зелеными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.
Речевое развитие Речевая деятельность 8. Упражнение «Составь предложение» (упражнение с деформированным текстом)
Я, Родину, свою, люблю.
Говорим, мы, на, языке, русском.
Живут, россияне, России, в.
Вижу, Россию, я, карте, на.
Родина, дорога, мне.
Горжусь, я, Родиной.
Речевое развитие
Слайд 19-20 Речевая деятельность 9. Заключительная часть
Логопед: - На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к березке свою ленточку.
Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД.