Ольга Крючкова
НОД по рисованию для детей старшей группы «Сказка в музыке и живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в музыке и живописи
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Мишутка»
города Дубны Московской области.
Конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
«Сказка в музыке и живописи».
Образовательные области: «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Публикация «НОД по рисованию для детей старшей группы „Сказка в музыке и живописи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа музыкального руководителя
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
Педагог дополнительного образования по изо:
Крючкова О. А.
г. Дубна, 2014
Интегрированная непосредственно – образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
«Сказка в музыке и живописи».
Задачи:
- познакомить детей со сказкой в музыке и живописи, на примере симфонической сказки А. К. Лядова, музыкальных произведений Мусоргского, Чайковского, иллюстраций к сказкам Васнецова, Билибина;
- воспитать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения, произведения живописи;
- учить видеть художественный образ в единстве его содержания и средств выразительности: пластики, композиции, колорита;
- развить интерес к коллективному творчеству;
- формировать оценки увиденного, проявлять фантазию в работе;
- тренировать самостоятельно придумывать и изображать сказочные образы.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседа по картине И. Я. Билибина «Баба Яга»,В. М. Васнецова «Баба Яга», рассматривание иллюстраций сказок, рисование «Баба Яга – красавица». Слушание произведений П. И. Чайковского (в исполнении оркестра, знакомство с творчеством композитора А. К. Лядова, слушание произведения «Волшебное озеро», разбор характера музыки, изображение сказочных образов в движении. Знакомство с произведением М. П. Мусоргского «Баба Яга».
Ход.
Звучит «Музыкальная табакерка А. К. Лядова.
Педагог. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказочному царству.
Нас ждёт много встреч и волшебства в мире сказок, музыки и красок.
Композиторы и художники тоже сказочники, когда берутся за перо и кисти.
Звучит музыка Чайковского «Баба Яга».
Педагог. А вот и первый герой на нашем пути.
- Вы узнали его?
(Ответы детей).
- Образ Бабы Яги с давних пор вдохновлял поэтов, художников и композиторов.
Первые стихи принадлежат А. С. Пушкину, послушаем их.
Ребёнок. Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой.
- А вот и она (педагог показывает куклу Бабы Яги).
- Посмотрите, какая она довольная, что наварила супчику с лягушками, мухоморами и поганками.
Этот волшебный образ увлекал и другого композитора – сказочника М. П. Мусоргского.
Звучит музыка М. П. Мусоргского.
Педагог. Ребята, какую Бабу Ягу вы представляете, услышав эту музыку.
(Ответы детей).
- Осторожно, крадучись, выходит старуха из дверей избушки на курьих ножках, замышляя что – то недоброе.
Поможет нам увидеть этот злой образ старухи картины художников.
(Показ картины Васнецова «Баба Яга»).
Педагог: Ребята, давайте рассмотрим картину Виктора Михайловича Васнецова «Баба Яга». Расскажите, какая Баба Яга, какой она вам показалась?
Ответы детей.
Педагог: Ребята, как вы думаете, какой у неё характер? (Злая, угрюмая, ворчливая).
Ответы детей.
Педагог: посмотрите, ребята, на фоне переплетающихся стволов и деревьев в ступе с метлой летит Баба Яга. Под мышкой она держит босоного испуганного мальчика, рядом выпучив глаза летит сова, а внизу болотистый берег. Баба Яга лишь на одном колене сидит на ступе, но мы видим её стремительный порыв вперёд.
Игра «Угадай образ».
-Ребята, угадайте, музыка какого композитора подходит к этой картине?
(Ответы детей).
-Затихает музыка и улетает Баба Яга в своей волшебной ступе.
- Ребята, посмотрите как другой художник – иллюстратор Билибин изобразил Бабу Ягу.
Педагог: А что же делает Баба Яга (летит в ступе).
Ответы детей.
Педагог: Как вы думает, куда она может лететь?
Ответы детей.
Педагог: да, глядя на эту картину мне тоже Баба Яга показалась страшной, угрюмой, с большими костлявыми руками, тяжёлым взглядом, растрёпанными волосами, косматая, неряшливая. Сидит она в своей ступе, пестом погоняет, помелом следы заметает. И летит она в лесу дремучем, глухом да мрачном, где растут одни мухоморы и невидно зверя лесного. Осматривает да поглядывает Баба Яга хмурым взглядом свои владения.
- Ребята, как вы думаете из какой она сказки? («Царевна – лягушка»).
Педагог. Баба Яга улетела в ступе в другую сказку, а мы продолжаем наше путешествие.
(Дети идут змейкой. Звучит музыка Лядова «Волшебное озеро», на телевизоре включить картину сказочного озера).
Педагог. Слышите шорох камышей (движение руками вверх).
Лёгкую зыбь на воде (изобразить кистями рук).
И звуки прибрежных водоплавающих птиц (взмахи руками).
- Здесь всё пронизано особыми ощущениями художника при созерцании природы.
- Посмотрите, кто же появился у волшебного озера.
(Рассмотреть картину Билибина «Кикимора»).
Педагог. Живёт, растёт кикимора в каменных горах, в дремучих лесах, на краюболота. Семь лет она растёт. Тонёшенька, чернёшенька и голова – то у неё малым – малёшенька, а туловище не опознать соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера. Зло на уме держит кикимора на весь люд честной.
- Послушайте музыку Лядова и изобразите движением этот образ.
(Девочки изображают пляску кикимор).
- Ушли кикиморы на своё болото кудель прясть.
- Ребята, кто – то ещё подкрадывается к нашему озеру.
Он лохматый, волосатый
Волосатый и патлатый
Волоса клочком
Ножки лучком.
-Угадали кто же это?
(Ответы детей).
- В лесу леший является полноправным хозяином: все звери и птицы слушаются его, особенно подчинены ему зайцы. Любит леший перевоплощаться, то он деревянный сучок, то одноухий лохматый старичок. Глаза у лешего зелёные и горят словно угли. Лешие проказят и шутят, особенно они любят это делать в ночное время.
- Вот и к нам они явились из лесной чащи.
(Мальчики показывают танец лешаков, муз. Лядова «Волшебное озеро»).
Дети садятся за столы.
Педагог. Ребята, а теперь вы постарайтесь создать образ лешего, представьте, что он будет делать: разговаривать с птицами или весело танцевать?
(Дети лепят лешего с использованием природного материала).
В конце рассмотреть работы детей.
- Вот и подошла пора расстаться со сказками, музыкой Лядова, Чайковского, Мусоргского.
Верьте в чудо, в сказки, ведь слушая их вы становитесь добрее. Любтие их так, как любили художники Васнецов и Билибин.
Использованная литература:
Е. П. Климова «Художественно – эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия»;
М. Б. Зацепина, Л. В. Быстрюкова, Л. Б. Липецкая «Интегрированные развлечения в детском саду»;
Е. Грушко, Ю. Медведев «Словарь славянской мифологии»;
И. В. Фомичёва «Музыкальный калейдоскоп»;
Журнал «Книжки, нотки и игрушки…» №5/2008/