Елена Рыжикова
Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе по теме «Натюрморт. Жанр живописи» с использованием интерактивной доски
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной к школе группе по теме : «Натюрморт. Жанр живописи» с использованием интерактивной доски
Рыжикова Елена Александровна,
воспитатель
ДС № 164 «Весточка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Задачи:
ОО «Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе по теме „Натюрморт, Жанр живописи“ с использованием интерактивной доски» размещена в разделах
- Жанры изобразительного искусства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
• Дать понятие о натюрморте, как о жанре изобразительного искусства, изображении окружающих нас предметов, явлений.
• Формировать у детей понимание жанровых особенностей натюрморта и пейзажа.
• Развивать чувство композиции.
• Формировать умение воспринимать пропорции предметов.
• Расширять познания детей о средствах выразительности, используемых художником.
• Развивать активный интерес и понимание содержания картин.
• Воспитывать эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
• Развивать видение эстетической красоты в натюрморте.
• Воспитывать эстетические чувства.
• ОО «Речевое развитие» :
• Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Обогащение словаря: разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, пропорции, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость;
Активизация словаря: натюрморт, пейзаж, композиция, загораживание, муляж.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» :
• Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, желание доводить начатое дело до конца, желание помочь сверстнику.
Материалы и оборудование: интерактивная доска; интерактивные игры : «Составь правильно», «Найди лишнее»; презентация «Натюрморты»; предметы для составления композиции: ваза, муляжи фруктов, муляжи овощей, плоскость стола покрытая скатертью, ткань, мольберт на каждого ребенка, карандаши простые, ластик, листы бумаги форматом А3, салфетки.
Предварительная работа:
• Рассматривание репродукций с жанрами «пейзаж» и «портрет»
• Д/ И: «Составь свой пейзаж», «Дорисуй портрет», «Дорисуй симметричный предмет», «Линия горизонта»
• Отгадывание и загадывание детьми загадок
ЭОР:
1. https://lesokhina.ru/still-life1.php
2. https://about-artart.livejournal.com/804205.html
3. https://photo.i.ua/user/2585461/222077/5908113/
Ход:
1. Водная часть
Педагог: Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами картина Б. Хруцкого «Цветы и плоды», что вы видите? (Слайд№1).
Дети: Виноград, стол, цветы, пионы, стакан с водой, графин, персики…
Педагог: А скажите, пожалуйста, портретом эту картину можно назвать? И почему?
Дети: Нет. Потому что, портрет это изображение человека.
Педагог: Ну, тогда, может быть это пейзаж?
Дети: Нет, это не пейзаж. Пейзаж - это изображение живой природы, море, лес, поле, небо.
Педагог: А как же можно назвать то, что изображено на этих картинах? Что в них общего? (Показывает различные натюрморты в презентации). Попробуйте подобрать слово.
Дети: Вещи. Различные предметы, посуда, еда, мебель.
Педагог: Молодцы, ребята, именно, предметы. Не живые предметы. На всех этих картинах изображен натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или пруд в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это – натюрморт.
Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части – «nature» и «morte», которые переводятся соответственно как «природа, натура, жизнь» и «мертвый, тихий, неподвижный». Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово «натюрморт». Натюрморт в переводе с французского означает «мертвая натура», но это название далеко не определяет всей сути и многообразия этого жанра.
Педагог: Первыми обратились к изображению мира предметов голландские художники Питер Клас «Натюрморт с омаром». (Слайд № 2, 3, 4, 5, 6) Рассматривая натюрморты, мы можем наблюдать богатство природного мира и мира вещей, окружающих человека. Художники, изображая обычные вещи, показывают их красоту, неповторимость. В натюрмортах вещи говорят о себе, предлагают полюбоваться красотой их формы, фактуры, цвета, заставляют нас ощутить аромат и свежесть даров природы. «Какая это странная живопись - натюрморт : она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься». Паскаль, французский философ (1623-1662 г. г.)
Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. (Слайд №7) Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы - вянут, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.
2 Часть. Д/и с использованием интерактивной доски «В картинной галерее»
Педагог: Я предлагаю вам игру «В картинной галерее».
ИГРА «В картинной галерее» (с использованием интерактивной доски)
этапы Деятельность педагога Деятельность ребенка у интерактивной доски Деятельность других детей
вводный - Картинная галерея - это место, где выставляют и хранят картины, произведения искусства различных художников. Картин так много, что работники галереи не успевают оформить выставку. Давайте им поможем.
- Перед вами две «стены» голубая и зеленая. На нашей интерактивной доске вы видите различные иллюстрации натюрмортов и других репродукций различных жанров живописи (анималистика, пейзаж, портрет, бытовой жанр, скульптура). Цель задания: вам нужно развесить картины так: на голубой стене - натюрморты, а на зеленой стене – все остальные картины. Постарайтесь использовать всю плоскость стен, чтобы картины не загораживали друг друга и хорошо просматривались. Знакомятся с названием игры и рассматривают картинки к игре. Оознают цель задания на слух. Принимают инструкцию по выполнению задания на ИД.
Выполняют задание на ИД (поочередно) :
1. Сортируют картины по «стенам» в соответствии с цветом и задачей (стилусом или действуют рукой)
2. Красиво компонует выбранные картины на «стенах». Контролируют правильность выполнения задания, помогают.
заключительный - Организовывает проверку результатов выполнения задания. Привлекает детей к проведению анализа по выполнению задания
- Ребята, посмотрите на доску, правильно ли выполнили дети задание на доске? Мы сегодня помогли работникам картинной галереи оформить выставку картин. Участвуют в проверке результатов выполнения задания.
Участвуют в анализе. Демонстрируют полученные знания и умения.
- Ребята на доске выполнили задание правильно.
3 Часть. «Составь натюрморт»
Педагог: Ребята, давайте вспомним, на чем стоят все предметы?
Дети: На столе, на полу, на скатерти.
Педагог: Правильно, предметы не летают в воздухе, т. к. есть притяжение земли. Они все стоят на горизонтальной плоскости и в определенном порядке, принято называть «передний план», а за предметами стоит вертикальная плоскость, фон, «задний план». Плоскость имеет начало и конец. У любой картины есть композиционный центр, все самое главное художник располагает, именно в центре листа. Самый главный и большой предмет художник располагает в центре, но не впереди, а в середине плоскости стола. Для художника важно чтобы все предметы лежали красиво. Предметы не должны полностью загораживать друг друга, не должны лежать на одной линии. Все предметы группируются в единый смысловой центр.
Педагог: Предлагаю вам потренироваться на нашей доске и составить по образцу натюрморт.
Д/и с использованием интерактивной доски «Составь натюрморт»
тапы Деятельность педагога Деятельность ребенка у интерактивной доски Деятельность других детей
вводный Знакомит с названием игры, демонстрирует изображение на ИД. Создание «проблемной ситуации» и вовлечение дошкольников в ее решение:
- Перед вами готовый натюрморт, а рядом пустая плоскость стола. Из представленных предметов, выберите, необходимые и соберите натюрморт по образцу. Найдите для каждого предмета четкое его положение на плоскости стола.
- Учитывайте: центр композиции натюрморта, что стоит ближе к краю стола, что дальше, загораживание предметов.
Знакомятся с названием игры и рассматривают картинки к игре.
Осознают цель задания на слух. Принимают инструкцию по выполнению задания на ИД
основной Организует выполнение задания (наблюдает, корректирует исполнение задания).
Действует в соответствие с образцом:
- Выделяю центр композиции натюрморта вазой.
- Ближе к краю стола ставлю чашку и т. д. Контролируют правильность выполнения задания, помогают.
заключительный Организовывает проверку результатов выполнения задания. Привлекает детей к проведению анализа по выполнению задания.
- Ребята, посмотрите на доску, правильно ли выполнили дети задание на доске? Вы очень внимательны! И точно повторили образец натюрморта. Вам понравилось составлять натюрморт? Участвуют в проверке результатов выполнения задания.
4 Часть. Практическая часть.
Педагог: А теперь, ребята, мы с вами соберем свой настоящий натюрморт из
тех предметов, что здесь лежат. Это муляжи – точные копии овощей и фруктов. Вот плоскость стола, покрытая скатертью. Мне нужен помощник. Выходит ребенок и помогает расставить предметы натюрморта.
Педагог: Составим свой натюрморт из предметов, что я приготовила. В центр поместим вазу с цветами, она самая главная будет в нашей картине. Справа и слева другие предметы. Нельзя располагать все предметы на одной линии, поэтому муляж груши расположим чуть впереди слева, а перец справа, еще ближе к нам, вишенки, близко к переднему краю горизонтальной плоскости, впереди. На вертикальную плоскость повесим красивую ткань со складками. Готово! Спасибо! Давайте нарисуем этот натюрморт с натуры. Что значит с натуры? Будем смотреть на настоящий натюрморт и рисовать.
Педагог показывает способ компоновки композиции натюрморта на интерактивной доске, комментирует свои действия.
Педагог: Все время смотрите на натюрморт. Сначала линиями определим ширину плоскости стола, выделим передний край стола и задний. Находим центр, и прорисовываем самый большой и главный предмет, у нас это ваза с цветами. Определяем её размер на глаз, сколько она займет места в листе. В рисунке необходимо передать не только правильные пропорции (размеры) предметов, но и правильное расположение их относительно друг друга, а также: Что это за предметы? Какие они? Форма? Размер? Какой больше? Какой меньше? Какой предмет стоит ближе к вам? Какой дальше? Какой предмет справа от вас? Какой слева? Мысленно представляем сложный по виду предмет, из каких геометрических форм он состоит. Ваза имеет круглое основание и горлышко, расширяющееся к верху. Значит, круг и трапеция. Ручка дугой, располагается на вазе справа. И так находим местоположение и форму каждого предмета. А теперь приступайте к рисованию с натуры. Возьмите лист бумаги и нарисуйте простыми карандашами композицию нашего натюрморта, а на следующем занятии мы поговорим о цвете нашего натюрморта.
Педагог контролирует выполнение задания и оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся детям.