елена вагнер
НОД по речевому развитию «Знакомство с писателем Омского Прииртышья Н. Т. Башкатовым»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность по речевому развитию
Тема: Знакомство с писателем Омского Прииртышья Н. Т. Башкатовым, пересказ рассказа «Голубятник»
Подготовительная группа
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов дошкольных учреждений на новое содержание образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Актуальными становятся требования, направленные на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности детей к малой Родине и отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Программа «Омское Прииртышье» направлена на развитие личности ребенка посредством приобщения к традициям, культуре, истории, экономике и природе родного края, поэтому наш детский сад использует её как вариативную часть в работе с детьми.
Публикация «НОД по речевому развитию „Знакомство с писателем Омского Прииртышья Н, Т, Башкатовым“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Цель: Формирование интереса и потребности детей в чтении произведений писателей Омского Прииртышья.
Задачи:
1. Развивать интерес к художественной литературе писателей Омского Прииртышья, как средству познания, приобщать к словесному искусству.
2. Развивать умение передавать художественный текст последовательно, без пропусков и повторений.
3. Развивать умение внимательно слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений (работа в парах).
4. Формировать представление о писателе Омского Прииртышья Н. Башкатове и его произведениях.
5. Развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
6. Воспитывать желание проявлять заботу о птицах.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Планируемые результаты: Имеют представление о писателе Омского Прииртышья Н. Башкатове и его произведении, общаются в диалоге со взрослыми, отвечают на вопросы, связно пересказывают рассказ в парах используя авторские выразительные средства.
Предварительная работа: Беседы о сезонных изменениях в природе с приходом весны; рассматривание альбомов с зимующими и перелетными птицами; заучивание физ. минутки «Воробушки».
Методы: Словесные: чтение и пересказ, практический: дидактическая игра, игровой.
Словарная работа: Мережка, забалуешь, слопают, живность.
Оборудование: карточки с перелетными и зимующими птицами (можно использовать шапочки-маски по количеству детей с изображением зимующих и перелетных птиц, мультимедиа (или ноутбук, портрет Н. Т. Башкатова, два обруча, диктофон, произведение Н. Т. Башкатова «Голубятник»
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, вчера был прекрасный весенний день, пригревало по весеннему солнышко, на дорогах появились лужицы и сегодня под впечатлением вчерашнего дня, придя на работу, с хорошим настроением, мне вспомнилось стихотворение, которое называется «Приход весны».
Воспитатель:
День длиннее, солнце выше,
От тепла его лучей
Все сосульки с нашей крыши
Устремляются в ручей.
Вьется тоненькой мережкой
Над завалинкой парок,
И весна босою ножкой
Наступает на порог.
Воспитатель: А знаете ли вы ребята его автора?
Ответ детей: Нет
Воспитатель: Это стихотворение написал Николай Башкатов – писатель Омского Прииртышья
Сегодня, я расскажу вам немного о его биографии. Посмотрите на экран (на экране портрет Н. Башкатова).
Башкатов Николай Тихонович родился 13 ноября 1946 года в деревне Салтаим Крутинского района Омской области. В 1963 году семья переехала в г. Омск. После службы в армии работал на Омском нефтеперерабатывающем комбинате, учился в Сибирском автомобильно-дорожном институте, работал мастером и преподавателем в профтехучилище, инженером на заводе. Печатать его стихи и рассказы начали с 1986 года в омских газетах и сборниках. Он является Автором 7 книг, среди которых «Вечная карусель» (1997, «Длинное замыкание» (2001, «Среди твоих знакомых зверят и насекомых» (2003) и др.
Воспитатель: Николай Тихонович Башкатов являлся членом союза Российских писателей.
Вчера мне поступил звонок из союза писателей, корреспондент интересовался, знаем ли мы с вами произведения Н. Башкатова?
А, хотели бы вы послушать, какие рассказы он писал?
Ответы детей: Да
Воспитатель: А как может узнать об этом корреспондент союза писателей? Что мы можем сделать?
Дети: Перескажем произведение и запишем на диктофон.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь по удобнее, и внимательно слушайте рассказ Н. Т. Башкатова «Голубятник».
(Воспитатель читает рассказ.)
Воспитатель: Ребята, ответьте сейчас, пожалуйста, на мои вопросы.
(Вопросы воспитателя по содержанию произведения)
Воспитатель: А каких птиц хочет держать мальчик? (Голубей)
Дети: Голубей
Воспитатель: У какого мальчика много таких птиц?
Дети: У Генки
Воспитатель: Что делал мальчик, чтобы посмотреть птиц?
Дети: Приносит в карманах пшеницу.
Воспитатель: Что хочет достать мальчик?
Дети: Голубиных яиц.
Воспитатель: Каким птицам мальчик хотел подкинуть яйца?
Дети: Ласточкам.
Воспитатель: Почему?
Дети: Ласточки селятся над входом в сарай 3 года.
Воспитатель: Что говорит мальчик о курах?
Дети: Курам нельзя, они затопчут.
Воспитатель: Что говорит мальчик о курах и цыплятах?
Дети: У них не забалуешь. Цыплята у кур самостоятельные. Им только помоги корм найти, а слопают его сами.
Воспитатель: Что говорит мальчик о живности?
Дети: У меня живности полно, вот голубей бы.
Воспитатель: Вы прекрасно отвечали на вопросы ребята, давайте немного отдохнем и подвигаемся как птички.
Физ. минутка «Воробушки»
О чем поют воробушки
(шагать на месте)
В последний день зимы?
(руки в стороны на пояс)
— Мы выжили!
(хлопать в ладоши)
— Мы дожили!
(прыгать на месте)
— Мы живы! Живы мы!
(шагать на месте)
Воспитатель: Ребята, на нашей полянке (используется вся группа по которой расставлены и развешены карточки с изображением зимующих и перелетных птиц) много птиц спряталось, каждый из вас должен найти и взять 1 картинку с птицей, и встать в обруч. С правой стороны, в синем обруче, собираются птицы зимующие, с левой стороны, в зеленом обруче, птицы перелетные, смотрите не ошибитесь.
Проводится дидактическая игра
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно расселили птиц на полянках, а сейчас, присаживайтесь на свои места, еще раз внимательно послушайте рассказ, а затем вы парами будете его пересказывать, а я запишу ваш пересказ на диктофон.
(Воспитатель повторно читает рассказ)
Воспитатель: Ребята, я прошу вас договориться, кто с кем будет пересказывать рассказ, а затем, один из вас начинает рассказывать, другой продолжает).
(Дети в парах пересказывают рассказ, воспитатель записывает на диктофон)
Рефлексия:
Воспитатель: С каким писателем вы сегодня познакомились?
Дети: С Николаем Башкатовым.
Воспитатель: Что мы сегодня с вами делали?
Дети: Пересказывали рассказ «Голубятник»
Воспитатель: Для чего мы с вами пересказывали рассказ?
Дети: Чтобы отправить корреспонденту.
Воспитатель: А кому бы вы еще хотели пересказать рассказ?
Дети: Маме, сестренке, другу.
Воспитатель: Что было трудного сегодня для вас ребята?
Дети: Ничего.
Воспитатель: Хотели бы вы ребята познакомиться еще с другими произведениями Н. Башкатова?
Дети: Да, с его стихами и рассказами.
Список литературы:
1. Хрестоматия «Введение в мир литературы Омского Прииртышья»
2. Маленький житель Омского Прииртышья (методические рекомендации по использованию рабочей тетради) 2015г.
3.nsportal.ru «Социальная сеть работников образования» Картотека физминуток.
4. www.biografija.ru/biography/bashkatov-nikolaj-tikhonovich.htm Биография Башкатова Н. Т.
5.https://www.google.ru/search?q Портрет Башкатова Н. Т.
6. Ярмарка педагогических идей «Территория детства» Методические материалы. 2017г.