Савчук Ирина Викторовна
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Составление описательных рассказов по картине. Знакомство с антонимами»
▼ Скачать + Заказать документы
в средней группе «Малинка»
по речевому развитию
Воспитатель Савчук И. В.
Тема: 1ч. Составление описательных рассказов по картине.
2ч. Знакомство с антонимами.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в средней группе „Составление описательных рассказов по картине, Знакомство с антонимами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Противоположности, антонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Создать условия для речевого развития детей; формировать умение описывать картину, опираясь на вопросы; совершенствовать диалогическую речь, учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы, познакомить с антонимами.
Развивать умение использовать в речи прилагательные, помогать логично и понятно высказывать суждения.
Воспитывать желание использовать в речи вежливые слова; умение доброжелательно обращаться к сверстникам.
Активизация словаря: грязный, серый, рыхлый снег; серое, низкое небо;
Дождевые тучи; далеко-близко; высоко-низко; трус-храбрец; начало-конец; потолок-пол; сладкий- кислый; ночь-день; горячий- холодный; ласковые имена детей; месяцы весны.
Обогащение словаря:
Голубь- воркует; воробей- чирикает; сорока- стрекочет; ворона- каркает.
Ход:
Раздаётся стук в дверь- приходит Буратино.
В. Здравствуй Буратино!
Б. Здравствуйте, ребята! Вы не могли бы мне помочь?
В. А что случилось?
Б. К школе готовлюсь, а речь у меня не очень. Возьмите меня с собой на занятие.
В. Как, ребята, поможем Буратино, пригласим на наше занятие?
Дети (Высказывают своё мнение).
В. Каждую неделю на занятиях по развитию речи мы учимся правильно и красиво говорить. А для чего это нужно? Почему надо хорошо владеть родным языком?
Д. Чтобы тебя понимали окружающие, чтобы хорошо учиться в школе…
В. Правильно, богатый запас слов, доброжелательность речи- показатель культуры человека. Проходите на стульчики.
В. Художники пишут картины о временах года и сегодня мы рассмотрим одну из них. (Дети смотрят).
Картина называется «Грачи прилетели», написал её художник Саврасов.
Давайте её рассмотрит.
- Какое время года изображено на картине? (На картине изображена весна)
- Почему вы так думаете? Какие признаки весны вы заметили?)
- Какой снег? (серый, рыхлый, грязный,)
- Какое небо? (хмурое, низкое, серое, белое, тучи низкие, кажется, что пойдёт дождь.)
- Какие деревья? (стоят голые, наверно на них набухают почки, на деревьях грачи.)
- Чем заняты грачи? Грачи перелётные птицы или зимующие? Что они строят? Для чего птицам гнёзда? Из чего птицы их строят?
Мы продолжает сегодня учиться описывать картину. Напоминаю последовательность работы:
- автор
- название работы
- время года
- небо
- земля
- передний план
- задний план
- задний план
- понравилась ли картина?
Дети описывают картину, в случае затруднения задаю наводящие вопросы.
Итог 1ч. : Чей рассказ вам понравился больше? Почему? Буратино, ты научился описывать эту картину?
Выставляю по иллюстрации, уточняю название птицы, слушаем её голос, называем: голубь- воркует; воробей- чирикает; сорока- стрекочет; ворона- каркает.
Всё проговариваем, повторяем.
Физминутка.
(Дети остаются в кругу)
А теперь поиграем:
Скажу я слово- высоко, а ты ответишь- (низко)
Скажу я слово- далеко, а ты ответишь-(близко)
Скажу я слово- потолок, а ты ответишь-(пол)
Скажу я слово- потерял, а ты ответишь-(нашёл)
Скажу тебе я слово- трус, а ты ответишь-(храбрец)
Теперь начало я скажу, ну отвечай- (конец)
Слова с противоположным значением называются антонимы.
- Как называются эти слова (Антонимы.)
Продолжаем игру:
Сахар сладкий, а лимон- (кислый)
Луна видна ночью, а солнце-(днём)
Огонь горячий, а мороженное- (холодное).
Как же называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
Есть ещё игра для вас. Становитесь в круг.
Ходим кругом, друг за другом
Чур, ребята, не зевать.
Кто выходит в центр круга-
Будем ласково называть.
Дети называют ласковые имена.
(Если будет время- игра «Назови дом»
птица- гнезда; лиса- нора; белка- дупло; медведь- берлога.)
Итог: Чему же ты научился на занятии, Буратино?
- ласково обращаться к людям,
- узнали, что есть слова- антонимы,
- учились описывать картину,
- послушали и узнали, кто из птиц как поёт.
До свиданья, Буратино! Приходи к нам ещё!