Толстогузова Марина Александровна
НОД по речевому развитию «Путешествие по морским глубинам» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №14 «Березка»
(МБДОУ «Детский сад № 14 «Березка»)
___
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие по морским глубинам» в подготовительной группе.
Разработала: Толстогузова М. А.
Ханты-Мансийск 2014г.
Публикация «НОД по речевому развитию „Путешествие по морским глубинам“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Расширить знания детей о морских обитателях.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Уточнить и активизировать словарь по теме: «Животный мир морей» (рыба, плавники, хвост, сородич, акула, маскировка, камбала, медуза, осьминог, кальмар, кит); аппарат, морские глубины, исследователь, батискаф, подводная лодка, иллюминатор.
• Закрепить знания детей об обитателях подводного мира, продолжать учить узнавать, и называть их.
• Уточнить представления об искусственных источниках загрязнения воды, воздуха и способах борьбы с этим процессом.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
• Развивать мелкую, тонкую моторику, координацию движений.
• Совершенствовать звуковую культуру речи детей.
• Развивать познавательные способности детей.
• Развивать наблюдательность и любознательность.
• Развивать логическое и образное мышление.
• Развивать доказательную, связную речь детей, умение рассказывать последовательно, отвечать на вопросы развёрнутым предложением, сравнивать, выделять существенные признаки, понимать причинно-следственные связи.
• Развивать навыки исследовательской деятельности детей, умение использовать опыт, как способ познания, принимать цель опыта и ставить его самостоятельно, планировать ход опыта, формировать выводы, делать маленькие открытия.
• Развивать творческое воображение.
• Закреплять технические навыки и умения в рисовании нетрадиционным способом (пластилинография).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности, умение слушать друг друга.
• Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях, животных, нетерпимость к бессмысленной порче природы, желание сберечь и сохранить красоту природы.
• Создать у детей эмоционально-позитивный настрой;
Оборудование: Проектор; слайдовая презентация о морских обитателях; слайд с изображением «Батискафа»; музыкальный центр с фонограммой записи «Звуки моря», «звук издаваемый дельфином», песня «Золотая рыбка», музыка из кинофильма, песня «Под водой»; песок; камни; водоросли; мяч- солнце; конверт с письмом; фотоаппарат; разрезная картинка с изображением золотой рыбки; баллоны с воздухом (из пластиковых бутылок) на каждого ребёнка; фигуры рыб, ткань; карточки с изображением лабиринта на каждого ребёнка; «снимки» морских обитателей; пластилин; губки влажные на каждого ребёнка; диск СD на каждого ребёнка; бисер, природный материал; клеёнки для работы с пластилином; стеки; мольберт; пластиковые стаканчики, тарелки на каждого ребёнка; воронка на каждого ребёнка, ватные диски; салфетки, марля на каждого ребёнка; 2 ёмкости для воды; пробирки с загрязнённой водой на каждого ребёнка; скатерти; модель для изготовления фильтра; ватман для оформления батискафа.
Предварительная работа: Чтение произведений А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», русских народных сказок «По щучьему велению». Чтение познавательной литературы о морских обитателях. Отгадывание загадок по теме. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, морских животных, растений. Выполнение поделок из бумаги (морских обитателей, рисование морских обитателей. Беседы о морских обитателях, и о среде их обитания.
Ход НОД:
1. Организационная часть.
Воспитатель: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Волшебство заключается в том, что, кто это солнышко возьмёт в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребёнком. Давайте проверим так ли это (передают мяч – «солнышко», говоря ласковое слово).
Воспитатель: Вот и мы стали самыми добрыми и ласковыми.
Ребята, кто- то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?
Может это воробьишко,
Пролетал, и обронил?
Может кот письмо, как мышку
На окошко заманил?
Вам интересно узнать от кого пришло письмо нам?
Дети: Да.
Воспитатель: (Достаю конверт с разрезной картинкой). На конверте не указано от кого. Чтобы узнать кто написал, нужно собрать из кусочков, целую картинку (музыкальное сопровождение, (дети собирают картинку, получается золотая рыбка).
Воспитатель: Давайте хором скажем, кто же прислал нам письмо.
Дети: Золотая рыбка.
Воспитатель: Сейчас мы узнаем, что пишет нам рыбка (читает письмо).
«Дорогие ребята! Я родилась и выросла в аквариуме. Обо мне заботятся люди. Но я знаю, что существуют другие рыбы, которые не живут в аквариуме. О них никто не заботится, их подстерегают разные опасности. Мне бы очень хотелось узнать о жизни моих сородичей. Только вы сможете мне помочь. Заранее вас благодарю!
Воспитатель: Ребята, а где ещё живут рыбы?
Дети: В реках, озёрах, океанах, морях.
Воспитатель: Хотели бы вы спуститься на морское дно, полюбоваться красотой подводного мира, и больше узнать о рыбах?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать исследователями морских глубин, и отправиться в путешествие в подводный мир. С собой мы возьмём фотоаппарат, чтобы всё, что мы увидим - фотографировать, а потом, когда вернёмся в детский сад, проявим фотоплёнку, и все снимки отправим золотой рыбке. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: С помощью считалки, мы выберем ответственного за фотоснимки.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит.
Если веришь — стой и жди
А не веришь — выходи.
На каком подводном транспорте мы можем исследовать морские глубины?
Дети: Подводная лодка, батисфера, батискаф.
Воспитатель: Правильно. Я предлагаю нам отправиться на батискафе. Вы знаете что такое батискаф?
Дети: Да.
Воспитатель (или дети, если знают): Батискаф - это небольшой аппарат для исследования морских глубин, с его помощью ученые изучают повадки, поведение жителей морей и океанов. Итак, вы готовы погрузиться на дно морское? (показ слайда №1 «батискаф»)
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда занимайте пассажирские места в нашем батискафе (дети рассаживаются на стульчики перед экраном).
2. Основная часть.
Воспитатель: Начинаем погружение (показ слайда №2 –Батискаф погружается в морские глубины, со звуковым сопровождением).
Воспитатель: Мы опускаемся на батискафе глубоко под воду, и через его иллюминаторы, можем наблюдать за обитателями океана.
(Показ слайда №3, кроссворд).
А пока наш батискаф совершает погружение, мы с вами разгадаем кроссворд об обитателях подводного мира.
Воспитатель: По горизонтали:
Что такое там плывет?
Может быть, желе иль лед,
Может, мякоть от арбуза?.
В море плавает. Медуза (слайд)
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног:
Вот и весь я – …Осьминог (слайд)
Она из хищников морских,
Опасна сильно для других,
Когда в поисках обеда
По морю мчится, как торпеда….Акула
(слайд)
Щупальца - из головы,
Как пучок морской травы,
Он хватает ими смело,
На стакан похоже тело….Кальмар (слайд)
Вы замечательно справились с кроссвордом.
Вот мы и очутились на дне морском.
Я вижу чей то огромный хвост (показ слайда №4 хвост кита). Чтобы узнать кому он принадлежит, нужно отгадать загадку.
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
"Я не остров! я же. "
Дети: Кит.
Воспитатель: Угадали, это кит (показ слайда №5 Кит). Я знаю, что о китах много знает Лейла, и мы её попросим, чтобы она нам рассказала о них (рассказ Лейлы о китах).
Воспитатель: Посмотрите ребята! К нам плывёт какая то рыба. Кто- нибудь знает что это за рыба? (слайд №6 камбала).
Дети: Это рыба камбала.
Воспитатель: Правильно. Максим Р. Много знает об этой рыбе, и сейчас нам расскажет о ней (рассказ о камбале).
Воспитатель: (слайд №7 морские обитатели). Ребята, я вижу в морских глубинах - рыбу иглу. А вы что видите в морских глубинах? Только отвечать нужно полным предложением.
(проводится игра «Я вижу в морских глубинах».
Дети:
Я вижу в морских глубинах…
Я вижу в морских глубинах…
Я вижу в морских глубинах…
Я вижу в морских глубинах…
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень внимательны, и хорошо знаете морских обитателей.
Воспитатель: Хотелось бы вам выйти с батискафа и поближе познакомимся с подводными жителями? А как мы будем дышать под водой?
Дети: Нам понадобятся баллоны с воздухом (надевают баллоны, выход в «море», друг другу помогают одеть баллоны).
Воспитатель: (музыкальное сопровождение) Ах, как красиво вокруг. Посмотрите какие красивые рыбки плавают, резвятся. Вам бы хотелось поиграть с рыбками?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте поиграем (проводится пальчиковая игра «Рыбка»).
Рыбка плавает в водице, (дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в сторон).
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперед сложенные
ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение
обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.
Воспитатель: В море не всё так безопасно, там водятся хищники. Например, акула. Она хитрая хищница, зубы у неё острые, она очень опасная (слайд №8 Акула). Ребята, посмотрите, акула вышла на охоту. Она очень внимательно смотрит по сторонам, ищет добычу. Наверное она очень голодная. Как мы можем помочь рыбам?
Дети: Спугнуть акулу, отвлечь внимание, прогнать…
Воспитатель: Согласна с вами. А можно их замаскировать. Чем?
Дети: Песком, камнями, водорослями.
Воспитатель: Выберете, чем будете маскировать рыб (дети маскируют рыб песком, водорослями, камешками). Стараемся, чтобы пустых мест не оставалось.
Поплавала хищница, и ничего не заметив, уплыла в другое место охотиться.
Молодцы ребята! Вы помогли рыбкам спрятаться от акулы, спасли их от беды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что это? (рыболовные сети. Слайд №9). Какую опасность представляют рыболовные сети? (Ответы детей).
Воспитатель: У меня для вас есть ещё задание. Нужно помочь рыбке уйти от сетей (лабиринт).
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята. Помогли рыбам.
Воспитатель: (слайд №10 дельфин). (звуковое сопровождение дельфина). Посмотрите. Кто это к нам плывёт?
Дети: Дельфин.
Воспитатель: Он чем то обеспокоен. Кто- нибудь понимает язык дельфинов?
Дети: Нет.
Воспитатель: А я понимаю (звуковое сопровождение дельфина). Он нас просит о помощи. «Катастрофа! Беда! Морские животные стали гибнуть!» Как вы думаете, что случилось? (слайд №11 загрязнённое море)
Дети: Танкер потерпел крушение, и море покрылось пленкой нефти, которая мешает дышать животным. Люди замусорили море. Заводы сбросили химические отходы.
Воспитатель: Как мы можем помочь морским животным?
Дети: Собрать нефть. Не бросать мусор в море. Поставить фильтры и очистительные сооружения на заводах.
Воспитатель: В какой воде могут жить животные?
Дети: Чистой.
Воспитатель: Да, ребята, чистая вода в природе большая ценность. Мы должны ее беречь. Ведь без воды нет жизни.
Воспитатель: Сейчас, я приглашаю вас в подводную лабораторию, где мы проведём самостоятельные исследования по очистке воды, так как это делают взрослые учёные.
Проводится эксперимент «Очистим воду».
Воспитатель: Перед вами две ёмкости с водой. В какой ёмкости вода загрязнённая? (Ответы детей). Как вы догадались? (ответы детей).
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы она стала чистой.
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: Очистку воды можно сделать с помощью фильтра. Как вы думаете, что мы можем использовать для фильтрации воды?
Дети: салфетки, марлю, вату, ватные диски.
Воспитатель: Верно. Посмотрите, как я это делаю. (показываю, как сделать фильтр, затем как установить его в пластиковый стакан).
Воспитатель: Прежде чем вы начнёте делать фильтры самостоятельно, давайте вспомним с чего начнём, опираясь на модели (на доске модели, дети повторяют).
Помните, что каждая капелька должна пройти очистку и лить нужно прямо в центр воронки. (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали самый простой способ очистки воды. Молодцы ребята! Посмотрите, дельфин нам радостно кивает головой, благодарит нас, что мы очистили воду (слайд № 12 дельфин, со звуковым сопровождением).
Воспитатель: Воздух в баллонах уже заканчивается, нужно поторопиться в наш батискаф. Прошу занять свои места (дети рассаживаются). Нам пора возвращаться в детский сад, и писать ответ золотой рыбке что мы видели, что мы узнали нового. Наш аппарат начинает подъём наверх (слайд №13 батискаф поднимается наверх, со звуковым сопровождением).
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы делали во время путешествия. (ответы детей). А что тебе…. больше всего понравилось в путешествии? (опросить 2-3 ребят). Подъём успешно завершён, выходим из батискафа, вот мы и в нашем детском саду.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать то, что больше всего вам запомнилось в нашем морском путешествии, но рисовать мы будем не карандашами и красками, а пластилином, на зеркальных дисках. И пока вы будете рисовать, я проявлю фотоплёнку. (дети выполняют работу). (Музыкальное сопровождение, песня «Золотая рыбка»).
Как вы считаете, рыбке понравится наш рассказ в картинках, который мы ей приготовили? (ответы детей). Посмотрите, какие красивые снимки сделал наш фотограф (показ снимков). Эти снимки мы и отправим золотой рыбке. Согласны?
3. Заключительная часть.
Я думаю, что каждый из вас после нашего путешествия, оставил в своём сердце кусочек моря.
А сейчас мы возьмём свои работы, и отнесём в группу. Там сделаем выставку ваших работ о нашем морском путешествии.