Елена Новикова
НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Аквариумные и пресноводные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения по средствам беседы об аквариумных и пресноводных рыбах.
Коррекционно-образовательная: Уточнить, активизировать и актуализировать словарь по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов». Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных).
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности „Аквариумные и пресноводные рыбы“» размещена в разделах
- Аквариум
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Коррекционно-развивающая : Развивать связную речь, фонематические представления (определение места звука в слове, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательная: Воспитывать эстетические чувства, любовь и бережное отношение к живой природе, навыков сотрудничества на занятии.
Методы и приё мы:
наглядные: Мольберт, коврограф, альбом «Живая природа. В мире животных. Выпуск 1, альбом «Мир природы. Животные», СО-проигрыватель, запись звуков океана, пузырьковая колонна, надувные игрушки — животные морей и океанов, морские звезды, раковины, морские камушки, контейнеры с песком и морскими камушками, сосуды с пресной и соленой водой, пластиковые стаканчики двух цветов по числу детей, плоскостные изображения животных морей и океанов из морского песка на клеевой основе, контейнеры с карандашами, тетрадь №1 по числу детей, большой кусок ткани бирюзового цвета.
Организационный этап:
1. Организационный момент. Педагог приглашает детей в группу, в которой расставлены и развешены надувные игрушки — обитатели морских глубин, морские звезды, раковины, стоят контейнеры с морским песком и камушками, включена пузырьковая колонна. Слышны звуки морского прибоя, крики чаек.
Педагог: Мы с вами оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети и логопед садятся на ковер.)
- Что мы слышим, сидя на берегу моря?
Дети. Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.
Педагог: Верно. А теперь вставайте. Наденем костюмы для подводного плавания и опустимся под воду.
-Как вы думаете, о чем пойдёт сегодня речь?
-Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового о жизни животных и рыб.
Основная часть:
2. Упражнение «На дне морском». Педагог предлагает детям вновь сесть на ковер, ставит на мольберт альбом Живая природа. В мире животных.
- Вот мы и оказались в морских глубинах. Расскажите стихи о жителях моря, которые окружают нас.
-Что за звезды в глубине На песке лежат на дне?
На вопрос ответить просто: На песке — морские звезды.
- «Ну что это за рыбы? — По морю ходят толки.
— Не рыбы, а булавки, Не рыбы, а иголки».
-Электрические скаты Неуклюжи, простоваты.
Но любого ненароком Сильно ударяют током.
- Краб забился меж камней: Там спокойней и видней.
Кто собрался на охоту. Кто желает съесть кого-то.
3. Упражнение «Узнай по контуру». (Под тканью спрятаны плоскостные изображения животных морей и океанов, засыпанные мелким морским песком) Педагог предлагает детям сесть вокруг куска ткани.
Педагог. А сейчас новая интересная игра. Опустите руки «под воду», которую изображает эта ткань, найдите карточки с изображениями морских животных и, ощупывая их, попробуйте узнать, кто на них изображен. Педагог предлагает детям достать карточки из-под ткани и проверить правильность выполнения задания. Затем он убирает ткань и карточки.
4. Подвижное упражнение «Летучая рыба». Педагог предлагает детям встать в круг на ковре.
-А теперь мы все превратимся в летучих рыб и порезвимся в морских волнах.
Я летучая, прыгучая. Улетела бы за тучу я.
Да соскучилась бы вскоре До того люблю я море.
5. Упражнение «Скажи наоборот». Логопед обращается к детям. Логопед. Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.
- Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой. (Логопед берет кувшины с водой, раздает детям по два стаканчика, наливает в один стаканчик соленую воду, в другой — пресную).
-Какой была вода в синем стаканчике?
Дети. Соленой.
- А в зеленом?
Дети. Несоленой.
- Она была пресной. (Логопед собирает стаканчики и берет в руки мяч.)
- Поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слово-«наоборот».
- Морская вода соленая, а колодезная. 1- й ребенок.. пресная.
- Морская вода теплая, а колодезная. 2- й ребенок.. холодная.
- Колодезная вода мягкая, а морская. 3- й ребенок.. жесткая.
- Морская вода мутная, а колодезная. 4- й ребенок.. прозрачная.
6. Упражнение «Заштрихуй дельфина». Педпгог приглашает детей за столы, раздает тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами.
-Кто помнит стихотворение о дельфине?
Дельфины — жонглеры, певцы, акробаты,
Дельфины смышленые очень, ребята.
Дельфины считают, дельфины читают
И даже детишек на спинах катают.
-Выполните штриховку изображения дельфина так, как показано стрелками.
Заключительный этап:
-О чём мы сегодня с вами беседовали?
-Если вы не испытали никаких трудностей, то возьмите себе смеющегося смайлика, а если вы в чем-то испытали трудность, то возьмите улыбающегося смайлика.
- В чем ты испытал трудность?
- Что тебе было легче всего?
-Что ты расскажешь дома родителям?
-Что тебе больше всего понравилось?
Организация перехода к другому виду деятельности:
Игра «Кто живет в океане»! Педагог приглашает детей к коврографу. помещает на него игровое поле, раскладывает на столе перед детьми плоскостные изображения обитателей океана.
- Возьмите по одному изображению животного и найдите ему место на игровом поле.