Лилия Бенгарт
НОД по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки [л]-[л’]» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие фонематического слуха, связной речи, эстетических чувств, проявление эмоций.
Задачи:
- Упражнять детей в четком произнесении звуков «л, ль» (изолированного, в слогах, в словах, фразовой речи).
-Совершенствовать фонематическое восприятие - учить определять слова со звуками «л, ль».
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Публикация «НОД по развитию речи „Звуковая культура речи: звуки [л]-[л’]“ в средней группе» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Развивать внимание, мышление, память.
Демонстрационный материал:
Посылка, письмо, цветок, следы-нотки, поезд и карточки со сказочными героями, видеозапись физминутки, мяч.
Предварительная работа:
Отработка звуков -л-, –ль-.
Ход занятия
Приветствие.
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Давайте поиграет с язычком.
• Упражнение «Вкусное варенье» (Рот слегка приоткрыть и широким передним краем языка облизать верхнюю губу. Делая движения языком сверху вниз).
• Упражнение «Качели» (Рот приоткрыть, положить язык за нижние зубы с внутренней стороны, потом поднять язык за верхние зубы, и так несколько раз).
• Упражнение «Лопаточка» (Улыбнуться, расслабленный язык положить на нижнюю губу, держать на счёт).
Нам прислали посылку. От кого же она и что в ней, давайте посмотрим. Здесь есть письмо, но чтобы узнать от кого оно, вы должны отгадать загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут.
Правильно, это Незнайка (показ картинки).
Читаю письмо:
"Здравствуйте, ребята.
Я совсем запутался, изучая грамоту. Помогите мне, пожалуйста, научиться правильно проговаривать слова со звуками -л- и -ль-. И так как я живу в Цветочном городе, в помощь вам я отправляю цветок, на его лепестках вы найдёте задания.
Подпись - Незнайка. "
Достаю из посылки цветок (5 лепестков)
Ну что, ребята, поможем Незнайке!
Отрываем по очереди все лепестки и выполняем задания.
1 задание "Звуковые дорожки".
Незнайка очень любит петь песни. Вам нужно пройти по ноткам на полу, при этом чётко проговаривая ла-ла-ла-ла, ля-ля-ля-ля. Но сначала все вместе проговариваем ла-ла-ла-ла, ля-ля-ля-ля.
Следующий лепесток
2 задание Игра “Вагончики”. Сказочные герои хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога.
А теперь давайте немного разомнёмся
Физкультминутка (включаю видеозапись "Весёлая физминутка")
Следующий лепесток
3 задание "Отгадай-ка" Отгадайте загадки. (все отгадки начинаются со звуков -л- или -ль-).
Я скачу по лужам важно.
Там живу, где очень влажно.
Посмотрите, какова –
Вся зеленая, ква-ква! (Лягушка)
Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает? (Лиса)
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Черные фраки, белые сорочки,
На проводах сидят в рядочек. (Ласточки)
Зреют вишни в саду,
Клубника – в лесу,
Яркое солнце, везде жара,
Кругом цветы, что за пора? (Лето)
Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Старый дед
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук).
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (Лимон)
Этот смелый огородник,
Не боится ничего.
Немножко носик наклонил
И цветы быстро полил. (Лейка).
Висит груша,
Нельзя скушать. (Лампочка)
Прозрачный, как стекло,
Но не вставить в окно. (Лед)
В голубой станице —
Девица круглолица.
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится. (ЛУНА)
Следующий лепесток
4 задание Игра "Сочиняй-ка"
Дети встают в круг, передают мяч по кругу, при этом придумывая и называя слова со звуком -л-.
5 задание "Исправь ошибку Незнайки".
Кидаю мяч ребёнку и читаю предложение с ошибкой. Ребёнок исправляет ошибку, проговаривает правильно и кидает обратно мне.
1) Халат надел маму.
2) На белке сидела елка.
3) Лось лает на собаку.
4) Стол поставили на лампу.
5) Мяч ловко ловит Милу.
6) У голубого платья есть кукла.
7) Океан плыл по кашалоту.
8) Алфавит учил Милу.
9) Ёлка ходила около лося.
10) Оладьи съели Милу.
11) Фиалка села на пчелку.
12) На лукошке стоял полный стол.
13) Около голубей сидела лужа.
14) Посёлок осветил молодую луну.
15) Лошадь скакала на всаднике.
16) Хозяин лаял на Полкана.
17) Слон нарисовал художника.
Рефлексия.
Ребята, вы сегодня молодцы. Были внимательными, старательными, и сделали доброе дело.
Кому вы помогли? (Незнайке)
Слова с какими звуками мы помогли проговаривать? (-л-, -ль-)
Что вам больше всего понравилось?
Что ещё мы делали?