Елена Ковалева
НОД по развитию речи в подготовительной группе «Белка в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Белка в лесу».
Цель: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилище; упражнять в образовании качественных прилагательных; формировать умение составлять описательный рассказ по схеме; закреплять звуковой анализ слова, определение первого звука в слове.
Публикация «НОД по развитию речи в подготовительной группе „Белка в лесу“» размещена в разделах
- Белка, белочки
- Белка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивающие : развивать логическое мышление, внимание;
Совершенствовать монологическую и диалогическую речь и активизировать словарь детей, её интонационную выразительность, умения составлять по сюжетной картинке, простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ слова.
Совершенствование знаний о звуках речи, их характеристиках (гласный-согласный, твёрдый-мягкий);
Совершенствовать умение детей применять полученные знания об окружающем мире.
Совершенствовать умение заучивать небольшое стихотворение по мнемотаблице.
Воспитательные: воспитывать интерес, желание помочь, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.
Воспитатель: Ребята сегодня у нас не обычное занятие.
-Вы хотите отправиться на прогулку в лес и узнать что- то интересное о его обитателях?
-А какое сейчас время года? Значит в какой лес мы отправимся (зимний)
Какой сейчас месяц зимы? (феврвль) Какой он по счету? (третий) Назовите все три зимних месяца.
А какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый,серебристый,сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и
Подбери родственные слова к слову- зима.
Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т. д.
А какая она?
Дети: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая и т. д.
Воспитатель: За что же вы её любите?
Дети:Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.
Воспитатель: Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным спортом (дети отвечают-лыжник); а на коньках (конькобежец); на санках (саночник); человек на коньках с клюшкой (хоккеист).
-Давайте отправимся в лес на лыжах, встанем все друг за другом,возмем в руки палки и отправимся
Дыхательная гимнастика (делаем глубокий вдох носом, выдыхая ртом проговаривают звук: ш-ш-ш).
-Мы на лыжах в лес идем
Мы взбираемся на холм
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер.
Он деревья крутит,вертит
И среди ветвей шумит.
И летит, летит, летит.
-Дети, посмотрите, что я заметила на снегу. Что это (следы) Интересно кто мог их оставить? Как нам узнать,чьи это следы? (Дети рассматривают следы и высказывают свои предположения)
-Давайте пойдем по следам и посмотрим,куда они нас приведут. (идут, перешагивают, перепрыгивают)
-Вот и следы закончились (дети поднимают голову и видят белочку)
Восп. Это след белки. Передвигается этот зверек прыжками, причем длинные задние ноги ставит впереди передних. Вот и получается такой след: два вытянутых, растопыренных отпечатка впереди (от задних лапок) и небольшие отпечатки сзади (от передних лапок).
Восп. Давайте попробуем передвигаться так же,как белка. (прыгают на двух ногах на месте; после каждого прыжка достают руками до пола).
Восп. Давайте проанализируем следы белки. Посмотрите, вот на этом отрезке следы располагаются далеко друг от друга: а на этом - близко друг к другу. Почему? Как вы думаете, где белка спешила, а где прыгала не торопясь? (Ответы детей) Кто то из детей демонстрирует разные виды прыжков.
- Давайте рассмотрим нашу белочку. (дети рассматривают картину и называют части тела белки) голова,хвост, лапки.
- Самая большая драгоценность любой белки – это ее хвост. Белки ежедневно ухаживают за своим хвостом, расчесывают его лапками и чистят. Не только потому, что хотят красиво выглядеть. Хвостик для белки – это надежный парус. С его помощью белки перепрыгивают с дерева на дерево. А еще переплывают реки. Представляете, они расправляют свои хвосты, ловят ветер и плывут. Она его использует как руль во время прыжков, а что бы хорошо лазить по деревьям у нее есть острые когти.
- Ребята, где живут белки (в дупле)
- Как вы думаете у белок один или несколько домиков?
- Обычно у белок не один, а целых 2 или даже 3 домика.
-Причем каждое дупло белка обустраивает с особой старательностью. выбрасывает мусор, выстилает пол мягким мхом и шерстью, утепляет, – в нем она зимует, и еще строит 2-3 гнезда – запасных – на лето - в них белки отдыхают, кушают, прячутся от врагов.
- Давайте сейчас поиграем в игру и назовем слова, характеризующие белочку.
- Начинаем игру: белочка – какая она? быстрая, коричневая, шустрая, пугливая, смешная, озорная, пушистая, маленькая, смешная, запасливая, красивая, задиристая, ловкая, деловая, игривая и т. д.
-А белка меняет свою шубку?
-Какой она была летом и стала зимой?
-Для чего она это делает?
- Ребята, в конце осени белка меняет свою шубку с рыжей на серую. Это она делает для маскировки: с наступлением холодов, белку в такой шубке не заметишь.
Восп. Посмотрите, ребята, что-то упало с дерева. (Показывает шишку)
Дети рассматривают обглоданную шишку.
Восп. Ребята, что это? (Это то, что осталось от шишки – голый стержень с несколькими чешуйками на верхушке.) Кто же бросил обработанную шишку с дерева? (белка) Что она искала в шишке? (Выбирала семена.)
Педагог дает ребенку шишку, предлагает сесть на ковер и потрудиться над шишкой, складывая чешуйки в одну сторону, а семена в другую кучку.
Восп. Как узнать где обедала белка? Посмотрите, что получилось: если белочка сидит на снегу и кушает семена из шишки, то чешуйки лежат ровной кучкой и голый стержень рядом А вот стержень, который мы нашли,- лежит один, чешуек рядом не было. Следовательно,как вы думаете, где обедала белка?. (Сидя на дереве. Легкие чешуйки разлетелись.)
-Посмотрите, ребята, что это висит на ветках? Кто укрепил грибы за отставшую кору и в развилки ветвей? (Белка.) Давайте изобразим, как белка сушит грибы.
Дети имитируют движения белки : в положении приседа «срывают грибы», встают. Поднимая руку вверх, потягиваются и «вешают грибы», чередуя руки в процессе действий.
Воспитатель случайно задевает «лесную подстилку».
Восп. Что это? (Орехи) А что еще запасает белка на зиму?
-Белочку иначе в народе называют «хлопотуньей», потому что всю осень она трудилась и делала запасы на зиму: собирала орехи, каштаны, желуди, шишки, грибы.
Все это белка прячет в разные дупла или землю.
- Белка выкапывает поглубже ямку, аккуратно в нее складывает свои запасы, закапывает и сверху набрасывает листочков.
- Этими запасами белка питается зимой, но часть запасов остается не съеденными.
- Как вы думаете, что с ними произойдет?
- Правильно, орешки прорастут, и благодаря белкам, появятся новые деревья.
-Если еды не хватает, то белка может объедать кору деревьев.
- Ребята, а чем питаются белки летом?
- Летом у белок есть выбор: они с удовольствием поедают ягоды и плоды деревьев, могут кушать личинки насекомых и птичьи яйца.
Восп. Посмотрите, ребята, какая- то птица летит. Кто это? (Ястреб)
Почему спряталась белка? (Боится ястреба) да, ястреб – враг белок.
Кого еще боится белка? (куницы,
-проводится физкультминутка "Белки".
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Или проводится игра «Выполни движение»
-прыгает с продвижением
-ест семена из шишки
-развешивает грибы
- прячет орехи
-ястреб летит (замирают или прячутся)
Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
• У медведя чей дом? – Медвежий.
• У зайца чей дом? – Заячий.
• У волка чей дом? – Волчий.
• У белки чей дом? – Беличий.
• У барсука чей дом? – Барсучий.
• У лисы чей дом? – Лисий.
• У лягушки чей дом? – Лягушачий.
-Но кроме белки в лесу живут и другие звери, давайте поиграем в игру.
- Д/и «Подбери признак»
Лиса, какая? (Рыжая, хитрая, ловкая, быстрая)
Медведь, какой? (Косолапый, неуклюжий, бурый, большой)
Волк, какой? (Злой, голодный, серый, зубастый, быстрый)
Заяц, какой? (Быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий)
Ежик, какой? (Колючий, смелый, умный)
Белка, какая? (Ловкая, шустрая, смелая, быстрая)
Образование сложных прилагательных.
У зайца короткий хвост. Какой заяц? – Короткохвостый.
У лисы длинный хвост. Какая лиса? – Длиннохвостая.
У зайца тонкие лапы. Какой заяц? – Тонколапый.
У ежа короткие лапы. Какой еж? – Коротколапый.
У медведя толстые лапы. Какой медведь? – Толстолапый.
У зайца длинные уши. Какой заяц? – Длинноухий.
У белки острые уши. Какая белка? – Остроухая.
Д/и «Исправь ошибку»
- Ребята, будьте внимательны, я буду говорить предложение, а вы должны исправить в нем ошибку.
Медведь спит в берлоге над деревом.
Белка живет на дупле.
Заяц спрятался с деревом.
Волк охотится с зайцем
Д/и «Кто лишний?» (работа в парах)
— А вот и ещё задание лесных жителей
1) лось, заяц, лиса
Лось и заяц питаются травой и ветками, а лиса — мелкими животными.
2) медведь, белка, ёж
Медведь и ёж зимой спят, а белка — нет
3) волк, заяц, белка
Заяц и белка линяют с приходом зимы, а волк — нет.
4) барсук, лиса, медведь
Барсук и лиса живут в норе, медведь живёт в берлоге.
-А теперь давайте выучим стихотворение про белочку, а помогут нам вот такие картинки
Белка-шалунишка
Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
А потом на землю — прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок —
Подсушись, боровичок!
-Придумывание предложений из слов.
Спряталась, дупло, в, белка. (Белка спряталась в дупло.)
- Какое первое, второе слово? Давайте составим схему предложения.
- Давайте выложим из букв и разделим слово белка на слоги и сделаем звуковой анализ. (Сколько слогов, почему,какой первый слог, второй, звуковой анализ)
Восп. А теперь мы с вами нарисуем следы в зимнем лесу. (дети садятся за столы и начинают рисовать разные следы)После вывешиваем рисунки на доску. Спасибо вам ребята, лес стал очень красивым.
РЕФЛЕКСИЯ. Ребята на доске изображены три больших солнышка: веселое, нейтральное и грустное, но они без лучиков. Если вам понравилось занятие и вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, возьмите по одному лучику и украсьте веселое солнышко; если вы считаете что у вас что-то не получилось, положите лучики к нейтральному солнышку; если вам занятие совсем не понравилось, было трудно украсьте лучиком грустное солнышко.
Литература:
1. М. А. Рунова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение».
2. Н. А. Рыжова «Учебно –методический комплект по экологическому образованию дошкольников»
3. О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»
4. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
5. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи».