Ольга Дзицоева
НОД по развитию речи «Путешествие в весенний в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи
ТЕМА : «Весеннее пробуждение природы»
«Путешествие в весенний лес»
Цель: Обогащать и расширять словарный запас детей по теме; закрепить знания о признаках весны, сезонных изменениях в природе.
Задачи :
Образовательные :
Публикация «НОД по развитию речи „Путешествие в весенний в лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
систематизировать представление детей о том, какие изменения в природе происходят весной; ее характерных признаках, о погодных условиях в весеннее время года, жизни животных, птиц; активизировать словарь детей по данной теме, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения ( совершенствовать умение образовывать:
- сложные прилагательные;
- существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными ;
умение отвечать на вопросы полными предложениями ;
- в образовании существительных в разных падежах;
Развивающие :
развивать связную речь, координацию движений с речью, умение размышлять, анализировать, развивать память внимание, мышление, воображение, мелкую и общую моторику, дыхание.
Воспитательные :
воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.
Оборудование:
Картины и иллюстрации о весне; демонстрационные картинки по темам : цветы, птицы, насекомые, дикие животные наших лесов; цифры – карточки (1- 5); пазлы «Дикие животные»; мяч, «сердечко», «веточка»(для дых. гимнастики, магнитафон.
Используемая литература:
Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет».
Предварительная работа : прогулки ; рассматривание : неба, солнца, облаков, травы, цветов ; наблюдение за птицами, деревьями; чтение стихов, рассказов ;отгадывание загадок.
Словарная работа : толстоклювый, звонкоголосый.
Ход НОД
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звучит музыка. Входит Солнышко.
Солнышко : «Доброе утро,ребята! Я весеннее солнышко. А пришло к вам не просто так. Я предлагаю вам отправиться со мною в путешествие в весенний лес. Вы согласны?»(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
-А на чем мы с вами туда отправимся? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
-Я предлагаю вам обратиться к ветру. Он сильный и без труда нас туда доставит.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
- Но для того, что бы он прилетел, нам надо его позвать, а звать мы его будем с помощью дыхательного упражнения «Ветерок».
Дыхательная гимнастика «ВЕТЕРОК»
Дети делают глубокий вдох через нос.
Потом длительный выдох через рот.
(Повторяют упражнение 3-5 раз.)
Звучит музыка ветра.
- Вот и прилетел ветерок. Давайте произнесем волшебные слова, чтобы мы смогли отправиться в путешествие : «Ветер, Ветер, покрути, нас в весенний лес перенеси!»
Звучит мелодия леса (Звуки леса).
Солнышко : Ребята, вот мы и очутились в весеннем лесу. Как вы думаете кого и что мы можем встретить здесь? (НАСЕКОМЫХ, ДИКИХ ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ).
-Правильно. Посмотрите вокруг. Что произошло с природой с приходом весны? Какие изменения в природе вы видите? (небо стало голубым; солнце светит и греет ; стало тепло, снег растаял ; на ветках набухают почки ; появляются цветы и трава ; дни стали длиннее, а ночи короче ; появились насекомые ;прилетели перелетные птицы.)
- Молодцы! Вы назвали все признаки весны. А еще ребята весной в лесу очень сыро, поэтому нужно быть аккуратными, чтоб не наступить на лужи.
- Ой, смотрите тропинка (прыгалка, веревка, давайте пойдем по ней.
Дети идут и натыкаются на пенек, а там картинки с изображением насекомых.
- Ребята, посмотрите, там кто – то спрятался. А чтобы узнать, кто там, вам нужно отгадать загадки.
ЗАГАДКИ
1. Он прыгучий и живой,
Летом скачет над травой.
Зелен, словно огуречик,
Это маленький …. (КУЗНЕЧИК)
2. Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?. (МУРАВЕЙ)
3. Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому что я … (ОСА)
4. Все жужжит она жужжит,
Над цветком кружит, кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мед готовит нам (ПЧЕЛА)
5. На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это?. (СТРЕКОЗА)
6. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел.
Он вспорхнул и улетел. (БАБОЧКА)
Солнышко : Сколько много насекомых тут у пенечка. Давайте сосчитаем их.
Д/ И «Посчитай»
(Карточки с цифрами и карточки с изображением насекомых)
Одна пчела, две пчелы, три пчелы, четыре пчелы, пять пчел.
(Шмель, стрекоза, бабочка, муравей).
Солнышко : Отправляемся дальше по тропинке.
- Посмотрите мы очутились на прекрасной полянке. Какие цветы вы здесь видите? (ЛАНДЫШИ, ФИАЛКИ, ПОДСНЕЖНИКИ, КОЛОКОЛЬЧИКИ, МАТЬ – И – МАЧЕХА, ОДУВАНЧИКИ).
-Ребята, а вы любите цветы? Как вы их любите, я узнаю благодаря игре
«Назови ласково».
Д / И «Назови ласково»
(используем макет «сердечко»)
Стебель- стебелек
Корень – корешок
Лист – листочек, листик
Лепесток – лепесточек
Цветок - цветочек
Ромашка – ромашечка
Василек – василечек
Тюльпан – тюльпанчик
Солнышко : Да, видно как вы любите цветы. Давайте отправимся с вами на поляну за цветами.
Подвижная игра «В лес за цветами».
Дети делятся на 2 команды. Каждая из команд должна собрать в корзины букеты подснежников. Но для этого они должны пройти полосу препятствий. Т. е. перепрыгивать через «лужи». Игроки обеих команд берут по 1 букету и бегут обратно, касаются следующего игрока, кладут цветы в корзину и уходят в конец колоны. Побеждает та команда, которая первой наполнит корзину цветами.
Звучит музыка (звуки леса).
Солнышко : Ребята, вы слышите звуки? Кто это? (ЭТО ПОЮТ ПТИЦЫ).
- Наверное много птиц живет в лесу. Конечно, ведь наступила весна. И они вернулись к нам из теплых краев.
- Ребята, как одним словом назвать птиц. которые вернулись к нам с Юга? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ).
- А каких перелетных птиц вы знаете?
Д/ И «Назови перелетную птицу»
(игра с мячом)
Воспитатель кидает мяч ребенку, тот называет птицу и кидает мяч обратно и т. д.
(АИСТ, ЦАПЛЯ, КУКУШКА, СОЛОВЕЙ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, ГУСИ, УТКИ, ЛЕБЕДИ)
Солнышко : А что умеют делать птицы?
Д/ И «Что умеют делать птицы»(образование глаголов)
(игра с мячом)
(ЛЕТАТЬ, ПЛАВАТЬ, КЛЕВАТЬ, ПИТЬ, ЛОВИТЬ, ПРЫГАТЬ, ПЕТЬ, ЧИСТИТЬ (перья), ВИТЬ (гнезда), ВЫСИЖИВАТЬ (яйца, ВЫВОДИТЬ (птенцов), ЗАБОТИТЬСЯ, КОРМИТЬ, СИДЕТЬ (на ветке), ИСКАТЬ (корм), ЗАЩИЩАТЬСЯ (от врагов)
Солнышко : Ребята, сколько птиц мы увидели, и все они разные. Давайте попробуем их охарактеризовать по признакам.
Д/И «Какой, какая, какие?»
(образование сложных прилагательных)
У грача толстый клюв – он толстоклювый
У ласточки острые крылья – она острокрылая
У сороки длинный хвост – она длиннохвостая
У журавля длинный клюв – он длинноклювый
У соловья звонкий голос – он звонкоголосый
У аиста длинные ноги – он длинноногий
У сороки белая грудка – она белогрудая
У грача черные крылья – он чернокрылый
Солнышко : Ребята, мы с вами в лесу видели насекомых, птиц. А кто еще обитает тут? (ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ).
- Правильно. А какие дикие животные живут в лесу, вы узнаете, собрав палы.
Д/ И «Собери картинку»
Каждый ребенок собирает свой пазл, затем называет животное, которое он собрал.
Солнышко : С дикими животными весной тоже происходят перемены, например у них появляются детеныши.
Д/И «Назови семью дикого животного»
Заяц – зайчиха – зайчонок – зайчата
Лис – лиса – лисенок – лисята
Волк – волчица – волчонок – волчата
Медведь – медведица – медвежонок – медвежата
Еж – ежиха – ежонок – ежата
Лось – лосиха – лосенок – лосята
Олень – олениха – олененок – оленята.
Олень – лось
Белка – бельчонок – бельчата
Солнышко : Какие вы все молодцы! Вы столько всего знаете.
-Но нам пора возвращаться в детский сад. Давайте опять позовем ветер. (Дети дуют на веточку).
Звучит музыка ветра.
Солнышко : Давайте произнесем волшебные слова : «Ветер, Ветер, покружи, в детский садик нас верни!»
- Вот мы и вернулись.
3. ИТОГ НОД.
-Ребята, куда мы с вами отправлялись?
-Что больше всего вам запомнилось в путешествии?