Наталия Пелипенко
НОД по развитию речи «Составление синквейна «Путешествие в подводный мир» в подготовительной группе для детей с ОНР
НОД по развитию речи (составление синквейна) по теме «Путешествие в подводный мир»
в подготовительной группе для детей с ОНР.
Цель: познакомить детей с творческой формой работы - составление синквейна; активизировать словарь по теме «Подводный мир»; уточнить и расширить представления детей о жизни под водой; побуждать детей анализировать, делать выводы и грамотно формулировать свой ответ; упражнять в умении образовывать множественное число имен существительных; согласовывать существительные и числительные в роде, подбирать однокоренные слова с корнем «рыба»; подбирать слова-признаки и слова-действия к заданному слову. Развивать логическое мышление; продолжать учить находить в информационном материале наиболее существенные элементы. Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.
Публикация «НОД по развитию речи „Составление синквейна „Путешествие в подводный мир“ в подготовительной группе для детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
Материал: ракушка - рапан, презентация «Подводный мир», «Морские обитатели», картинки по теме, карточки для счета предметов, д / и «Что сначала, что потом», карточки-схемы для составления синквейна.
Словарь: акваланг, батискаф, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, акула, кит, летучая рыба, рыба-молот, медуза, водоросли.
Ход:
-Посмотрите, море выбросило на берег ракушку. В ракушке письмо. Посмотрите, в конверте находятся разрезанные картинки, чтобы узнать, что там нарисовано, вам необходимо их собрать. Назовите, кто у вас получился? Как вы думаете, что общего у всех этих существ? Правильно, все они обитают в воде.
-Ребята, посмотрите на карту. Большую часть поверхности Земли занимает вода. Это… моря и океаны. Существует 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый (показ на карте). Морей очень много. Назовите, какие моря знакомы. (Ч рное, Азовское, и т. д. ?
-А кто из вас пробовал, какая морская вода на вкус? Морская вода очень полезна для взрослых и детей. В морской воде растворено много солей и минеральных веществ, в ней содержится йод, очень полезно в морской воде купаться. Морская соль и минералы используются при приготовлении лекарств.
-Что бы изучать моря, океаны и их обитателей существует много изобретений: ласты, маска, трубка для дыхания, водолазные костюмы, акваланги, батискафы, подводные лодки. Давайте посчитаем эти предметы.
- Ребята, давайте отправимся в путешествие по морям и океанам?
1 -2 -3 – все замрём! В мир подводной попадём.
Сейчас начнутся чудеса! Надо только открыть глаза.
Детский сад наш изменился, в дно морское превратился.
Мы отправимся гулять, дно морское изучать!
-А вы знаете, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. Хотите узнать, кто на каких этажах живет?
- Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. Кто же это? (Синий кит). Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи. Излишки воды кит выбрасывает через отверстие, которое находится сверху, в виде фонтана.
-Ближе к поверхности обитают дельфины. Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.
- Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!
- Посмотрите, какие красивые медузы. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания — это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Медузы бывают разного размера. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами. Медуз нельзя трогать, потому что при прикосновении они выпускают ядовитое вещество. Так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные.
- У нас на картинках – один морской житель, а в морях и океанах их очень много. Назовите их:
- Море – моря; океан- океаны; рыба – рыбы;
- Акваланг – акваланги; батискаф - батискафы; лодка – лодки;
- Водолаз - водолазы; маска – маски; кит – киты;
- Дельфин – дельфины; медуза – медузы;
Физкультминутка
Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, а над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю и резвимся на просторе.
Веселее загребай и дельфинов догоняй.
- Мы опускаемся глубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
- Ой, кто же это плывёт?
- Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
- Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Акула - хищник, она питается животной пищей.
- Смотрите, вот и осьминог! У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Опыт «Реактивное движение». Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Осьминог вбирает в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик). У осьминога есть еще один секрет- если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого.
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много! - всеми пальчиками ребенок изображает щупальца осьминога.
-Ребята, посмотрите, как много рыб в этом слое воды! И все они разные. Вот рыба- клоун, яркая, обитает в теплых морях. А вот рыба-молот. А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не приносят вреда, а просто таким образом перемещаются на большие расстояния. А эти рыбки похожи на бабочек или птиц, это летучие рыбы. Они совершают самые дальние для рыб пол ты. А какие рыбы водятся в наших морях (кефаль, хамса, рыба – султанка, сельдь, ставрида, скумбрия, бычки).
-Поиграем с ними? (дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.) Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая… рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился… рыболов. -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой…. рыбак
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась… рыбалка
- Молодцы, отпустим рыбку плавать.
- Рыбы имеют удлиненную и суживающуюся к хвосту форму, которая позволяет им передвигаться в воде. Тело рыб может быть покрыто чешуйками, а может быть совершенно гладким (рассматривание с детьми чешуи рыб). Очень разнообразна цветовая окраска рыб (рассматривание иллюстраций). Большинство рыб используют свой хвост, как мотор. При помощи хвоста и плавников они управляют своими движениями. Рыбы не очень разборчивы в пище. Некоторые из них питаются водорослями, но большинство – хищники, то есть поедают других рыб или морских животных. А есть у рыб уши (у рыбы есть уши внутри головы?
- Ребята, а вы знаете, как появляются рыбы? Взрослая рыба мечет икру и откладывает ее в укромном месте. Через определенный момент из икры, как из яйца, появляется малек. Мальки имеют большую голову, маленькое туловище и хвостик. Не все рыбы заботливые родители, и мальки с рождения очень самостоятельные. Постепенно мальки вырастают и становятся похожими на своих родителей-рыб. Давайте с помощью картинок покажем, как появляются и растут рыбы (дети выкладывают последовательно картинки, комментируя свои действия).
- Погружаемся в морские глубины. Смотрите, начинаются чудеса. Что это за растения на дне морском? (это водоросли). Морские водоросли очень разнообразны по форме, цвету, размеру. Они служат для морских обитателей и пищей, и домом. Морские водоросли очень полезны. Кто из вас пробовал морскую капусту?
- На самом дне живут камбала и морские звезды; в густых зарослях водорослей - креветки и ракушки. Ракушки – это дом морских моллюсков, например, мидии, рапаны, устрицы. В ракушках моллюски могут образовывать жемчужины - твердые образования перламутра.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих
ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения
пальцами рук)
Гостей встречает осьминог.
- Мы увидели морских обитателей и многое о них узнали. Расскажите мне о…
-медузе – опасная, прожорливая, хищная, злая, быстрая;
дельфин – добрый, ласковый, загадочный, мокрый, быстрый;
кит – огромный, тяжёлый, добрый;
морская звезда – разноцветная, пятиконечная, весёлая, радужная;
ракушка – красивая, неподвижная, говорливая, разноцветная.
- Где живут рыбы?
-В реке живут, какие рыбы? - Речные
-В озере? – Озерные.
-В море? – Морские.
-В океане? – Океанические.
-В аквариуме? - Аквариумные
-Что рыбы делают в воде? Давайте подберем слово - действие:
- Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются.
- Ребята, давайте подведем итог- что мы сегодня узнали в форме синквейна.
Синквейн – это короткий рассказ из 5 строк:
- 1 строка – кто? что? одно существительное;
- 2 строка – какой? два прилагательных;
- 3 строка – что делает? три глагола;
- 4 строка – предложение из четырёх слов;
- 5 строка – слово - ассоциация, возникшая, когда слышишь это слово.
Зачитываю свой пример:
1. Дельфин
2. Веселый, мокрый.
3. Плавает, ныряет, играет.
4. Дельфин ныряет за рыбой.
5. Море
-Предлагаю варианты: медуза, кит, рыба, осьминог, акула.
- Молодцы, ребята! Вы составили замечательные рассказы. Но нам пора возвращаться, ведь мы- жители земные! Всплываем!
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс, (имитационные движения)
Одной, другой – это кроль (имитационные движения)
Качаясь на волне, плывем мы на спине (переступание с ноги на ногу, наклоны)
Вот так руками покрути и, как дельфин, скорей плыви. («Мельница»)
Вышли на берег крутой, (шагают на месте)
Повертели головой, (повороты головой)
И вернулись все домой (вдох –выдох).