Алена Христова
Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе
«Этот загадочный подводный мир!»
Образовательная область: речевая
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа: подготовительная
Тема: «Этот загадочный подводный мир!»
Цель: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи.
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в логопедической подготовительной группе „Этот загадочный подводный мир!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-образовательные: Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.
Коррекционно-развивающие: Расширять и активизировать словарный запас существительными, прилагательными, глаголами по теме «Подводный мир»; совершенствовать навыки словообразования; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; учить согласовывать речь с движениями; развивать общую и мелкую моторики; развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений; развивать выразительность речи и выразительность движений; активизировать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к представителям морской фауны; формировать умение работать и играть в коллективе. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности
Предварительная работа: Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные).Просматривание видео энциклопедии «Подводный мир». Рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, плакатов из альбомов «Мир природы», «Животные». разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», физминутки «Осьминожки» Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю.
Словарная работа: батискаф, акваланг, подводная лодка, водолазный костюм, иллюминатор.
Материалы и оборудование :презентация «Жители моря и океана», аудио пособие «Театральные шумы» («Море»); картинки батискафа и обитателей моря; модели кита, дельфина, акулы, морской рыбы; индивидуальные карточки с фонариком; ребусы (карточки с цифрами, магнитное полотно с изображением моря.
Ход деятельности
Воспитатель: Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в путешествие. А куда вы должны отгадать. (включаю CD с записью звуков моря.)
Воспитатель: Что вы слышите?
Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.
Воспитатель: А где мы можем услышать эти звуки? На море.
Воспитатель: Верно. А вы хотите узнать и посмотреть что находится в морских глубинах? Тогда я приглашаю вас не недолго опустится в подводный мир. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Какие аппараты помогают людям опускаться на дно?
Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.
Воспитатель: Правильно, на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)
Сможем ли мы дышать под водой?
Дети: Нет. У человека нет жабр.
Воспитатель: Как же можно путешествовать по морскому дну?
Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.
Воспитатель показывает слайды снаряжения аквалангиста.
Воспитатель: Хорошо. Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов).
Воспитатель: Погружение начинается. Вот мы и оказались на морском дне, чтобы наблюдать за жизнью обитателей моря. посмотрите как красиво! Проходите исследовать морские глубины. Дети проходя т за столы.
Воспитатель: На морском дне очень темно, ведь сюда не попадают солнечные лучи. Поэтому, чтобы рассмотреть, что нас окружает, нам нужно включить фонарики.
Воспитатель: будьте внимательны, ведь за каждым камнем могут находиться морские обитатели.
Д И «На дне морском»
Дети с помощью фонариков рассматривают морское дно и составляют
предложения
Воспитатель: Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями. Расскажите, кто кого увидел на морском дне.
Дети составляют предложения
Воспитатель: Посмотрите, кто это притаился под камнем?
Воспитатель: Веселые осьминожки приглашают нас поиграть.
Физминутка «Осьминожки»
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом):
Я веселый осьминог,
У меня так много ног,
Чтоб удобно было мне
Жить среди камней, на дне.
Сильным, ловким быть стараюсь,
Приседаю, поднимаюсь,
С рыбкой в танце закружусь
И на камни опущусь.
Воспитатель: Осьминожки спрятались среди камней.
Воспитатель Ребята, а в наших аквалангах заканчивается воздух и нам нужно подниматься наверх. Закрываем глаза и мыс вами оказались в группе. (Звучит музыка)
Дети возвращаются в группу и снимают акваланги
Воспитатель: Вам понравилось наше погружение в морские глубины. А давайте вспомним, что мы увидели на морском дне. Только отвечать нужно очень быстро. Дети проходят за столы
Блиц-игра
Вопросы:
1. Без чего не бывает моря? (без воды)
2. Какая самая большая рыба в море? (синий кит)
3. Название каких рыб похожи на название инструментов? (пила. игла, молот
4. У кого рот на брюхе? (у акулы)
5. Какая собака не лает? (морская)
6. На каком коньке нельзя покататься? (на морском)
7. Человек, который работает под водой в специальном костюме? (водолаз)
Воспитатель: Молодцы! вы меня очень порадовали, вы настоящие исследователи.
А сейчас ребята расскажут наиболее подробно о жизни некоторых обитателях моря.
Рассказы детей о морских обитателях
1. Акула. Акула - самая крупная хищная рыба. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Когда зубы выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта острыми шипами. Дети рассматривают акулу
2. Кораллы — это живые существа. кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям. Есть такое понятие – коралловые рифы.
Коралл похож на оленьи рога. Когда коралл растет, то он имеет коричневый цвет, а если во время шторма он погиб, то становится белым.
3. морская звезда — животное.
Когда она живая, она розового цвета или красного, а погибает — становится коричневого цвета, твердая на ощупь. Передвигаться ей помогают - щупальца, снизу покрытые иголочками. Морская звезда — хищник, питается мелкими рыбками, морскими червяками. Если ее разделить на несколько частей, то из каждой вырастит новая морская звездочка.
4. Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может весить 150 т. Он живет в океанах. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве. Питается кит, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.
5. Медузы –очень красивые обитатели морей и океанов. Они полностью состоят из воды. Медузы могут жить лишь в солёной воде. У медузы 24 глаза. Есть мелкие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, красным, голубым. Питаются медузы мелкими рачками или другими медузами. Некоторые медузы могут жалить и оставлять ожог.
Воспитатель: - Молодцы
Воспитатель: Посмотрите у нас есть настоящий морской аквариум, но в нем очень мало жителей. Ребята я хочу вам предложить наш аквариум заселить морскими обитателями. Согласны?
Для этого вам нужно разделиться на группы. Перед вами на столе лежит карточка с цифрами и буквами. С помощью их вам нужно расшифровать название морского обитателя и поселить его в наш аквариум.
Дети разгадывают ребусы и проходят на ковер к мольберту.
Воспитатель. Молодцы? А теперь посмотрите, какой красивый морской аквариум у нас получился!
Итог:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей)
- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.
А если вдруг вам захочется вспомнить наше путешествие оказаться на морских просторах я дарю вам морские ракушки. Ведь говорят если закрыть глаза и приложить ракушку к уху мы сможем услышать шум моря и шелест песка. Попробуем?
Дети закрывают глаза включаем аудиозапись шум прибоя.