Ерлыгина Ирина
НОД по развитию речи на тему «Мебель»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи
на тему "Мебель"
Возраст: 6-7 лет
Цель:
Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предметов мебели.
2. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Публикация «НОД по развитию речи на тему „Мебель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мебель. Все о мебели для детей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Закреплять навыки употребления родительного падежа существительных во множественном числе, предлогов в речи.
4. Развивать речевую активность детей.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение на весь день. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку.
- Ребята я подготовила вам загадки, попробуйте их отгадать:
(после того как отгадали, воспитатель выставляет иллюстрации отгадок)
1. Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать,
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
2. Оно вроде стула, но мягкое очень.
И есть подлокотники в нем,
между прочим.
На нем короли восседали когда-то,
Что это за мебель, узнали, ребята? (Кресло)
3. Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их. (Стол)
4. Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стул)
5. В кухне нашей тесновато,
Там для стульев места нет,
Мы под стол обычно ставим
Деревянный (Табурет)
6. Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит. (Шкаф)
7. Если ты устал играть,
То ложишься на (Кровать)
- Скажите, а как можно назвать все эти предметы одним словом?
(Мебель)
- Мебель –это предметы комнатной обстановки.
- Скажите, пожалуйста, для чего нужна мебель? (Для удобства в жизни, для красоты и уюта)
- Какую мебель можно отнести к кухонной, к гостиной, к спальной?
- Кто знает, где изготавливают мебель? (Мебельная фабрика. Столярная мастерская)
- Как называется мастер, который изготавливает мебель? (Столяр)
- Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный)
Молодцы, а сейчас давайте поиграем.
Игра: «Какой? Какая? Какие?»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям выполнить задание (образовать относительные прилагательные по образцу) .
Например:
- Тумбочка из дерева (какая) деревянная.
- Стол из пластмассы (какой…
- Кровать из металла (какая…
- Диван из кожи (какой…
- Полка из стекла (какая…
- Кресло из велюра (какое…
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире, (сжимают и разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики на обеих руках)
А в буфет поставим чашку,
Чтобы ноги отдохнули посидим чуть – чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали,
А потом мы с котом посидели за столом.
Час с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и кулачки)
Много мебели в квартире.
Воспитатель:- Ребята,а хотите сходить в гости к наши куклам?
(Дети вместе с воспитателем отправляются в кукольный уголок, где встречает их кукла).
Воспитатель: - Ребята, на чём стоит посуда?
Дети: - На столе.
Воспитатель: - Стол, за которым обедают, какой стол?
Дети: - Обеденный стол.
Воспитатель: - А стол, за которым пишут, какой?
Дети: - Письменный стол.
Воспитатель: - Какие части стола вы знаете?
Дети: - Крышка, ножки, ящики (у письменного стола).
Воспитатель: - Верно. Ребята, на чём стоит ваза с цветами?
Дети: - Ваза стоит на шкафу.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим шкаф. Что есть у шкафа?
Дети : - Дверцы, ручки, стенки, полочки.
Воспитатель: - Шкаф, в котором хранят книги, какой?
Дети: - Книжный шкаф.
Воспитатель: - Шкаф, в котором хранят посуду, - какой?
Дети: - Посудный шкаф.
Воспитатель: - Молодцы. Ребята, посмотрите, где лежит кошка?
Дети: - Кошка лежит на кровати.
Воспитатель: - Потрогайте кровать, какая она?
Дети: - Кровать мягкая.
Воспитатель: - Если кровать для детей, то она какая?
Дети: - Детская кровать.
Воспитатель: - Если кровать для взрослых, она какая?
Дети: - Взрослая кровать.
Воспитатель: - Ребята, а на чём вы сидите?
Дети: - На стульях.
Воспитатель: - Что есть у стула?
Дети: - У стула есть сиденье, спинка, ножки.
Воспитатель: - Сравните два стула. Какие они?
Дети: - Один стул высокий, а другой - низкий.
Воспитатель: - Верно. А что стоит около стола?
Дети: - Около стола стоят диван и кресло.
Воспитатель: - Что есть у дивана и кресла?
Дети: - Сиденье, спинка, ножки.
Воспитатель: - Ещё у дивана и кресла есть подлокотники. Подлокотники - это ручки у кресла, дивана, на которые опираются локтём. Повторите. (Дети повторяют)
Воспитатель: - Потрогайте диван и кресло, какие они?
Дети: - Они мягкие.
Воспитатель: - Ребята, стул, стол, кровать, шкаф, кресло, диван - что это?
Дети: - Это мебель.
Воспитатель: - Если мебель для кукол, то она какая?
Дети: - Кукольная мебель.
Воспитатель: - Молодцы.
Игра с мячом «Что для чего?»
- Стул нужен для того, чтобы (сидеть).
- Кровать нужна для того, чтобы (спать, лежать).
- Шкаф нужен для того, чтобы (хранить книги, посуду, одежду).
- Кресло нужно для того, чтобы (сидеть, отдыхать).
- Диван нужен для того, чтобы (сидеть, лежать).
Игра с мячом «Назови ласково»
Ход игры. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет предмет мебели. Ребенок ловит мяч и кидает, обратно образовав слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Например: стул – стульчик (стол, кровать, шкаф, диван, кресло,табурет)
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся)
Игра «Один – много»
Ход игры. На экране картинки с предметами мебели. Воспитатель называет предмет мебели в именительном падеже единственного числа, а ребенок, употребив слово с наречием «много».
Например: Один стул – много стульев.
Игра «Дополни предложение»
Ход игры. Воспитатель предлагает детям дополнить предложения и назвать «маленькое» слово, которое они добавили.
- Ваза стоит… столе.
- Мяч закатился … диван.
- Валя достала мяч … дивана.
- Паша упал… кровати.
- Папа сидит … кресле.
- Мама поставила стаканы … сервант.
- Бабушка достала конфеты… буфета.
Итог:
- Молодцы, ребята, хорошо поработали!
- Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
- А что вызвало у вас затруднение?