Зульфира
НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:обобщать и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.
Программные задачи:
1. Образовательная:
- Поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы.
- Учить использовать полученные знания в играх, рисовании.
- Обогащать словарь детей образными словами и выражениями ( снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная).
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
2. Развивающая :
- Развивать память, логическое мышление, внимание, творческое воображение.
3. Воспитательная:
- Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь,бережное отношение к природе.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия
Ход занятия:
Этюд приветствия.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, зимушка зима,
Здравствуйте, мои друзья!
Хаумы кояш,
хаумы кон,
хаумы дусым,
хаумы кыш!
Педагог: Ребята, вы любите ходить в гости?
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости. А к кому мы отправимся, вы догадаетесь сами, прослушав загадку
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла.
(Зима-кыш)
1 слайд
Педагог: Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме.
Педагог: На чем можно к ней добраться? ( Ответы детей:сана,сангы)
Педагог:-Зимой надо закаляться и поедем в гости на лыжах.
Йыр «тышта кар яуа»
2 слайд
Педагог: Вот мы и в гостях у Зимушки-зимы
Педагог: Ребята, что это за волшебный сундучок?
(на столе стоит, заранее приготовленная коробка, в ней снежинки с заданиями)
Задание 1. (первая снежинка)
Слайд
Педагог: Дети, Зимушка просит нас рассказать ей, что мы знаем о зиме?
Педагог: Кто знает, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три
Педагог: Какие это месяцы?
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог: Ребята, какие изменения произошли с приходом зимы в неживой природе? Как изменилась погода?
Дети: На улице очень холодно, дует сильный ветер. Идет снег, начинаются заморозки.
Педагог: Каким стало солнце, небо?
- Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)
- А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить).
Слайд
- А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом).
Педагог: Ребята, хочу напомнить вам о том, что необходимо соблюдать правила поведения, находясь вблизи водоемов покрытых льдом. Чтобы избежать опасности нужно быть очень аккуратными, внимательными. Ни в коем случае не выходить на лед без присмотра взрослых!
-А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать).
- Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух).
Игра «Назови действие», вам нужно закончить предложение:
-зимой метель…метет
-ночью ветер в трубах…воет, завывает
-из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят
-в лесу зимой голодный волк…воет
-зимой медведь в берлоге…спит
-мороз щеки и носы…щиплет
-зимой вода в реке…замерзает
-зимой снег все вокруг…накрывает
-под снегом травка зимой…греется
-зимой мы на санках…катаемся.
-А сейчас детки Зимушка зима приготовила сюрприз:
Слайд загадки
– Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы).
- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).
- Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.
- Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь).
-Игра «Угадай кто как поет?»
Скороговорка :«Кара карга карзан бара»
Физминутка «Снегири»
Слайд -загадки
Задание (отгадывать загадки про животных)
-Что же еще есть в сундучке?
Вы должны отгадать загадки о животных. Слушайте внимательно
«Кто на ветке шишку грыз?
И бросал объедки в низ?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?» (Белка-тейен)
В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от холода – кора. (Заяц-куян)
Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.
«Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос». (Медведь-айыу)
Медведь спит в берлоге, сосет лапу.
«Рыжий клубок
За белым – скок». (Лиса)
- У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее.
«Серый, зубастый
По полу рыщет,
Телят, ягнят ищет». (Волк)
- Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу.
-Давайте посмортим в сундучок,что же там еще есть?
Загадать загадку:
«Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем. (Ель)
Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла). Правильно ребята растения зимой не погибают, а просто засыпают, «отдыхают». Растения нужно беречь - не затаптывать, не ломать ветки, только при бережном обращении весной мы увидим на них зеленые листочки.
-Дети,а елочка на какой праздник к нам приходит?
(ответы детей)
Зимушка-Зима просит вас помочь ей, потому что у нее очень много забот. А вас она попросила укрыть елочку снегом, чтобы злые люди не рубили елочек. Мы с вами попробуем сотворить волшебство. На небольшое время превратимся в маленьких волшебников, но вначале надо произнести волшебное зимнее заклинание.
7. Пальчиковая гимнастика: «Кыш бабай кила».
8. Целевая установка на рисование:
Занимайте свои места и мы начнем наше волшебство. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать снежинку. А затем аккуратно кладу кисточку на подставку, вытираю руки салфеткой, чтобы они не были липкими от клея, и посыплю свою снежинку манкой, лишнее струшиваю в тарелочку. Посмотрите, какая красивая снежинка у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).+
Релаксация «В зимнем лесу»
Рефлексия
Что вам сегодня понравилось?
(Рисуем снежинки с помощью клея и манной крупы)
Возвращаемся домой в садик.