Валентина Петровна Глухова
НОД по развитию речи
▼ Скачать
НОД по развитию речи
«Деревья из слов»
в подготовительной группе
Программное содержание.
Продолжить работу по развитию речи, активизировать и обогащать речь детей, совершенствовать фонематический слух, учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания, совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, воспитывать культуру речевого общения, развитие умственных способностей, мышления, памяти; классификация предметов по темам «Одежда», «Посуда», «Мебель».
Публикация «НОД по развитию речи» размещена в разделах
Предварительная работа.
Изучение звуков и букв, чтение, работа над звуковой схемой (на занятиях по развитию речи и вне занятий, работа над лексическими темами: «Одежда», «Посуда», «Мебель»; разгадывание кроссвордов и ребусов.
Демонстрационный материал.
Дерево с однокоренными словами, карточки со словами к дидактической игре «Назови родственников», матрёшки с буквами, плакаты с изображением масок к дидактической игре «Найди, чем отличается», макет магазина.
Раздаточный материал.
Набор кружочков для выкладывания звуковой схемы, карточки для дидактической игры «Измени слово», в конвертах с изображением по темам «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Деньги», (кружочки с буквами, для игры в «Магазин».
Ход занятия
Деревья из слов
Воспитатель.
Всё на свете из чего-нибудь состоит: Облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово часть смысла – «смыслиночку». Самая главная из них – корень.
- Как? – спросите вы.
- Разве у слов может быть корень? Это же не растение!
- А вот послушайте:
Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий… Много ростков появилось от слова ВОЗ. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у них у всех есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРЕНЬ. И правильно сделали: от нее, как от корня дерева образуются новые, родственные слова.
( Дети читают слова на дереве: ЗАВОЗ, ВОЗИТЬ, ВОЗЧИК, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ).
Назовите «РОДСТВЕННИКОВ» к выделенным словам.
ЗВОН – звонок, звонить, звонкий, звоночек.
САД – садовый, посадить, посадка, садовник.
ЛЕС – лесник, перелесок, лесок, лесной, лесовик.
ГОРА – горка, пригорок, горный.
СНЕГ – снежок, снежинка, снегопад, снежный.
ВОДА – водичка, водопад, водяной, водный.
ЛЕД – ледок, льдинка, ледяной, заледенелый.
Наступает весна. На деревьях распускаются … (листья).
(Один ребенок работает у доски, остальные на местах).
Игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
ГОЛУБОЙ, КРАСНЫЙ, СПЕЛЫЙ.
КАБАЧОК, ОГУРЕЦ, ЛИМОН.
ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, РЕПА.
ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО.
МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ.
ЛЕС, ЛЕСНИК, ЛЕСТНИЦА.
СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ.
ПОНЕДЕЛЬНИК, СРЕДА, ОСЕНЬ.
ЛИПА, ВЕСНА, ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Пальчиковая гимнастика
«Повстречались»
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: «Мяу – мяу!»,
Два щенка: «Гав – гав!»,
Два жеребенка: «Иго-го!»
Два тигренка: «Р – р- р!»,
Два быка: «Му – у!».
Смотри, какие рога!
Дидактическая игра «ИЗМЕНИ СЛОВО»
У каждого ребенка карточка со словом. Нужно убрать одну букву, чтобы получилось новое слово.
БЕДА, УДОЧКА, УКОЛ, ОЛЕНЬ, КРАСКА, ТЕПЛО, СНАРЯД, СТОЛ, СТОЛБ, ПОЛК, ГРАД, СМЕХ, КЛЕЩ, ВОЛК, ЗУБР.
Поставь матрешек по росту и ты прочитаешь слово,
которое любят все дети.
Дети. ИГРА.
Воспитатель. Я вас приглашаю на игру.
«Как живешь?»
Дети стоят в кругу.
Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.
- Как живешь?
- Вот так! (показывают большие пальцы)
- А плывешь?
- Вот так (имитируют плавание)
- Как бежишь?
- Вот так! (бег на месте)
- Вдаль глядишь?
- Вот так! (приставляют к глазам пальцы «биноклем»)
- Ждешь обеда?
- Вот так! (подпирают щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так! (машут руками)
- Утром спишь?
- Вот так! (кладут обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так! (хлопают себя по надутым щекам)
«Найди, чем отличаются»
( Необходимо найти 5 отличий в лицах и оценить эмоциональное состояние этих масок: что испытывают, чувствуют радость, страх, грусть, злость).
Воспитатель. На нашей улице открыли магазин. В нем три отдела: мебель, посуда, одежда. Нужно завести товары. (Дети достают из конвертов карточки и помещают в нужный отдел).
Воспитатель раздает деньги (на кружочек буква) и выбирает продавца. Остальные все покупатели. Покупают тот предмет, в названии которого слышится заданный звук. Затем дети рассказывают, для чего им нужна данная вещь.
Итог занятия