ольга носкова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Знакомимся со свойствами дерева»
▼ Скачать
Конспект НОД по познавательному развитию
в старшей группе по теме "Знакомимся со свойствами дерева"
Подготовила: Носкова Ольга Валинуровна, воспитатель МАДОУ детский сад №39 "Семицветик", город Нефтекамск.
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева, продолжать знакомство с тем, как человек использует дерево.
Задачи:
1. Расширять представления детей о дереве, его качествах и свойствах.
2. Развивать исследовательские навыки.
3. Совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.
Средства:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Знакомимся со свойствами дерева“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
1. мешочек ощущений
3. Кусочки пластилина
4. Спил дерева
5. Молоток
6. Гвозди
7. Спичечный коробок со спичками
8. Картинки – помогалочки
9. Два стакана (деревянный и стеклянный)
10. Два шарика
11. Тазики с водой
12. Контейнеры с опилками
Способы:
1. Игра «Мешочек ощущений»
2. Вопросы
3. Загадка о дереве
4. Дидактическая игра «Найди предметы из дерева»
5. Исследовательская деятельность
6. выставка деревянных предметов (посуда,игрушки,предметы быта).
7. Рефлексия
Предварительная работа:
а) целевая прогулка по детскому саду на рабочее место плотника;
б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и
предметах из дерева;
Ход НОД
1. Мотивация
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я, профессор Всезнайкин. Мне сказали, что в детском саду «Семицветик» очень любознательные, сообразительные, умные дети и поэтому я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что делают в лаборатории?
Дети: - В лаборатории проводят опыты, изучают разные предметы, их свойства.
Воспитатель: - Правильно. А что мы будем изучать сегодня, нам поможет узнать мешочек ощущений. Сейчас кто-то из вас нащупает в мешочке ощущений предмет, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы попробуем сами догадаться, задавая вопросы.
(Выбирают ведущего – ребёнка, если ребёнок не справляется, воспитатель берёт инициативу на себя).
Вопросы:
- Это живое или не живое?
- Это съедобное или нет?
- Холодное или тёплое?
- Тяжёлое или лёгкое?
- Этот предмет гладкий или шершавый?
Воспитатель: - Дети, вы догадались, что находится в мешочке ощущений?
Дети: - Да
Воспитатель: - Послушайте внимательно загадку, я думаю она точно поможет вам отгадать, что находится в мешочке ощущений.
«Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.»
Дети: - Это дерево.
Воспитатель: - Как вы догадались, что это дерево, какие строки из стихотворения помогли вам понять это.
Дети: - Весной и летом деревья одеты в листву, а осенью листья опадают, и оно стоит голое.
Воспитатель: Значит мы будем сегодня говорить о дереве и предметах сделанных из дерева. А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный).
Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".
(Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их. Спросить, что они выбрали, почему и для чего нужен этот предмет.)
Воспитатель: Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.
Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.
Воспитатель: - Ребята, а как узнать сколько дереву лет? Рассмотрите спил деревьев, что вы видите там?
Дети: - На спилах есть кольца.
Воспитатель: - Если сосчитать эти кольца, мы узнаем сколько дереву лет. Давайте сосчитаем и узнаете сколько лет этому дереву.
(Дети вместе считают кольца на спиле).
Воспитатель: -Молодцы! А сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию, где мы будем изучать свойства… Кого?
Дети: - Дерева.
2. Исследование
Опыт №1. Дерево твердое и прочное.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете дерево твёрдое или мягкое? Чтобы это узнать, предлагаю сравнить дерево и пластилин. Возьмите в одну руку деревянный брусок, а в другую пластилин. Сожмите обе руки сильно – сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло.
Дети: - Пластилин изменил форму, а брусок нет.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему пластилин изменил форму, а брусок нет?
Дети: - Потому-что пластилин мягкий, а деревянный брусок твёрдый.
Воспитатель: - Ребята, мы определили что дерево – оно твёрдое. А сейчас мы проверим дерево на прочность. А как мы можем это проверить? Может вам какой-то предмет подскажет о том, как проверить прочность дерева?
Дети: - Надо стукнуть по дереву молотком (стучат молотком по деревянному бруску).
Воспитатель: - Что произошло с деревом?
Дети: - Дерево осталось невредимым.
Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?
Дети: - Дерево прочное.
Воспитатель: Совершенно верно! Первое свойство дерева. Оно твердое и прочное.
Опыт №2. Девево не тонет. легкое.
Воспитатель: - Ребята, что произойдёт с деревянным бруском и гвоздём, если мы бросим их в воду? Хотите проверить? Тогда опустите гвоздь и брусок в ёмкость с водой. Что произошло?
Дети: - Гвоздь утонул, а деревянный брусок нет.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому-что гвоздь тяжёлый, а деревянный брусок лёгкий.
Воспитатель: Правильно. Вот мы определили и второе свойство дерева. оно не тонет,а значит оно легкое.
Опыт №3. Дерево горит. Дает тепло и свет.
Воспитатель: - Ребята, кто из вас знает из чего сделаны спички?
Дети: - Спички сделаны из дерева.
Воспитатель: - Что случится со спичкой, если я её зажгу?
Дети: - Спичка сгорит.
Воспитатель: Этот эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?
Дети: Да, может.
Воспитатель: А как он помогает?
Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.
Воспитатель: Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?
Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.
Воспитатель: А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?
Дети: Да.
Воспитатель: А когда? От чего может произойти пожар?
Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.
Дети:нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.
Воспитатель: Какие беды приносят пожары?
Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.
Воспитатель: Мы с вами выяснили еще одно свойство. Назовите его.
Дети: дерево горит, дает тепло и свет.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо - влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет, (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловища)
Ветер стих. Взошла луна,
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Опыт 4. Дерево непрозрачное.
Воспитатель: А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянное стакане виден шарик?
Дети: Виден.
Воспитатель: А в деревянном стакане?
Дети: нет
Воспитатель: Значит, дерево какое? Непрозрачное. это ещё одно свойство дерева.
Опыт №5. Древесина легко поддается обработке.
Воспитатель:Нам предстоит провести еще один опыт.
Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?
Дети: Дерево можно пилить, резать, точить.
Воспитатель: Мы с вами выяснили пятое свойство дерева. Какое?
Дети: древесина легко поддается обработке.
Опыт №6 Древесина имеет запах.
Воспитатель: - А когда пилят дерево, что появляется? (опилки).
- У вас на столах контейнеры. Откройте их, что там? (опилки).
- Давайте понюхаем. Пахнут?
Дети: Да!
Воспитатель:- Делаем вывод – дерево имеет запах.
Воспитатель: - Ещё давным – давно люди заметили, что дерево прочное и стали строить из дерева дома, предметы домашнего обихода – столы, стулья, шкафы. Так-как дерево лёгкое, не тонет, люди стали делать из дерева корабли. Перерабатывая древесину люди научились делать из него бумагу. Людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (дети подходят к столу, на котором организована выставка деревянных предметов – игрушки, посуда, предметы быта).
А чтобы эти предметы служили долго, к ним нужно относиться бережно!
3. Рефлексия.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам ещё раз вспомнить и назвать свойства дерева, и в этом вам помогут картинки – помогалочки. Итак, дерево…
Дети: - Твердое, прочное, лёгкое, горит,дает тепло и свет,непрозрачное,легко поддается обработке и имеет запах.
Воспитатель: - Из него строят…
Дети: - Дома, мебель,игрушки, корабли, лодки, делают бумагу.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Я думаю, что сегодня вы много узнали о свойствах дерева, о том, где его используют и что из него делают. И я буду рад, если вы поделитесь своими знаниями со своими сестрёнками и братишками, мамами и папами. До свидания!