наталья жигунова
Проект «Звуки вокруг нас» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «МИР ЗВУКОВ»
Участники проекта : дети, воспитатели, педагоги
Тип проекта : краткосрочный (старшая группа)
Февраль 2016 года
МБДОУ №4 «Журавлик»
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Звуки вокруг нас“ (старшая группа)» размещена в разделах
Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные. Звук – это упругие волны. Нужно разобраться в причинах их возникновения. Одна пословица гласит: «Покажи– и я забуду, расскажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Так и ребенок усваивает прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашей группы. Эксперимент – очень интересный и увлекательный процесс, как для детей, так и для взрослых.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие интереса к исследовательской деятельности. Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, о их возникновении.
ЗАДАЧИ ПРЕКТА:
1. Расширять представление детей о мире окружающих нас звуков.
2. при помощи исследовательской деятельности научить определять происхождение звуков, учиться их классифицировать – музыкальные, речевые, звуки природы (звуки окружающие нас).
3. Подвести детей к пониманию причин возникновения звуков – дрожание, колебание предметов, дать представление, что такое звуковые волны.
4. При помощи экспериментирования понять, как звук попадает в ухо, самостоятельно составить макет и учиться делать выводы.
5. Активизировать воображение, познавательную активность детей в процессе их исследовательской деятельности.
6. Создать новые условия образовательной и развивающей среды в группе, повышающей интерес к экспериментированию.
Предварительная работа: исследовательская деятельность «Звуки вокруг нас» - шумы, звуки природы, музыкальные). В процессе исследования учить заменять звуки какими – либо подручными средствами (хруст снега – использование бумаги и т. п., учить включать фантазию, развивать творческое мышление детей.
Использование дидактических игры: (см. приложение)
«Угадай, что звучало»
«Шумящие мешочки»
«Жмурки»
«Подбери картинку или игрушку»
«Что ты слышишь?
Предполагаемые результаты
- появление интереса к экспериментальной деятельности;
- возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности в познании мира звуков;
- проявление творческого самовыражения;
- умение логически мыслить и делать выводы;
Информационное обеспечение:
- мультимедийное видео;
-книги и энциклопедии;
- сотрудничество с родителями, педагогами по музыке, изо.
Конечный ожидаемый результат проекта :
-обобщение опыта работы – создание наглядного примера распространение звуковой волны : макет «как мы слышим»;
- выделение выводов изучаемого материала.
Содержание проекта :
1. Создание развивающей среды для развития творческой активности.
2. Поиск информации по теме в книгах, телепередачах, в интернете.
3. Разработка перспективного плана по систематизации звуков окружающего мира.
4. Обобщение и распространение опыта на тему «Звуки вокруг нас».
5. Совершенствование системы работы по ознакомлению со звуками, подведение к изучению звуков речи.
Реализация проекта :
1-й этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЙ (предварительный план работы)
2-й этап: ПРАКТИЧЕСКИЙ (реализация намеченных планов)
3-й этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (обобщение опыта работы по теме, итоговое занятие).
НОД – развитие познавательной и речевой активности методом практической деятельности (экспериментирование, опыты, исследования).
Программное содержание:
1. В процессе исследовательской деятельности уточнить и расширить знания детей о звуках.
2. Способствовать развитию слухового восприятия, речевого слуха.
3. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
4. Использовать в речи разные виды предложений, активировать речевые возможности детей.
5. Побуждать к построению модели по теме. Развивать фантазию, стремление творчески подходить к решению поставленных задач.
6. Продолжать совершенствовать правила поведения в коллективе: не перебивая слушать ответы других детей, ждать своей очереди в ходе выполнения экспериментов, исследований. Делиться полученными знаниями, умению радоваться достигнутым результатам.
7. Воспитывать интерес к окружающему миру, миру звуков.
Результат проекта :
- в результате работы над проектом дети ответили на проблемные вопросы, подтвердили гипотезы проекта;
- прошло открытое мероприятие для воспитателей ДОУ;
- оформлена выставка рисунков «Звуки вокруг нас»
ВЫВОД:
В ходе самостоятельного поиска, исследовательской деятельности у детей укрепился интерес к экспериментированию, развились творческая активность, самостоятельность, любознательность.
Ход итогового мероприятия (НОД)
Дети играют, воспитатель предлагает:
Вос-ль: - Ребята, посмотрите, как интересно: я бросила в воду коробочку и на воде появились круги. Хотите попробовать?
(Во время опыта, воспитатель задает вопросы)
- как вы можете назвать эти круги? (Ответы детей – волны)
- отчего они появляются? (От удара об воду, от броска и т. п.)
На экране появляется сюжет «капля»
Вос-ль: Посмотрите, какие волны «создает» капля воды. Как расходятся волны? (по кругу, во все стороны).
Раздается стук в раздевалке.
Вос-ль: Ребята слышите, какой-то звук? Откуда он доносится? Из спальни? Из кухни?
Дети: Из раздевалки.
Вос-ль: Из раздевалки? Почему мы его услышали? (ответы детей) Как звук попадает в уши?
Дети: По воздуху; Его передает звуковая волна и другие ответы детей.
Вос-ль: Совершенно верно. Делаем вывод: ЗВУКОВЫЕ ВОЛНЫ ТАКИЕ ЖЕ КАК ВОЛНЫ НА ВОДЕ, ТОЛЬКО ВОЗДУШНЫЕ, ИХ НЕ ВИДЯТ НАШИ ГЛАЗА, ЗАТО ПРЕКРАСНО СЛЫШАТ УШИ.
А теперь послушайте загадку:
Мы слышим их ушами,
Не видим их глазами,
Повсюду окружают нас,
И в тишине звучат.
Дети: Звуки.
Вос-ль: А какие бывают звуки?
Дети: музыкальные, речевые и звуки природы.
Вос-ль: Молодцы. (Включаем видеоролик о звуках)
Вос-ль: А если стукнуть ложкой по стеклянному стакану, возникнет звук?
Давайте попробуем (опыт)
- Что вы слышите? (звук, стук, звон)
- Откуда же он взялся?
Оказывается, когда мы касаемся ложкой стакана, он дрожит незаметно для нас и воздух вокруг него тоже дрожит – получается звуковая волна и мы слышим ЗВУК.
Да, жалко, что мы не видим, как дрожит стакан.
2-ой вос-ль: А я знаю, как увидеть. Я предлагаю провести опыт с линейками.
Прижмите один конец линейки к столу рукой, и дерните за другой. Что вы видите? (линейка дрожит).
2-ой вос-ль: Да, возникает звуковая волна, и мы слышим звук. И указка может дрожать. Давайте попробуем. (Дети показывают).
2-ой вос-ль: А струна может дрожать? (пробуют дети) Мы слышим звук? (Да)
2-ой вос-ль: Ребята, сделаем вывод:
ДРОЖИТ – ЗНАЧИТ (дети) ЗВУЧИТ.
А теперь страничка «Это интересно» (видеоролик «Комар»)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Вос-ль: для вас звучит «ПАРИКМАХЕРСКАЯ ПОЛЬКА»(ножницы у вос-ля, деревянные расчески у детей)
Логопед: Какие вы молодцы! А как вы думаете, картина может звучать? Предлагаю обсудить. Давайте превратимся в маленьких человечков.
Предлагаю превратиться
И в картине очутиться,
Кто услышит звуки,
Поднимайте руки!
(вхождение в картину)
- Какие звуки вы слышите? (ответы детей)
- Молодцы!
Кто-то тихо пошуршит,
Кто-то громко постучит,
Кто-то дунет, кто-то щелкнет
И картина зазвучит!
А сейчас ВНИМАНИЕ! Всего один раз в группе РАДУГА - звучащая картина! Я буду читать рассказ, а вы с помощью этих предметов озвучите его!
(логопед читает рассказ по картине, дети озвучивают, используя различные предметы: бумага, линейка, пенопласт и т. п.).
Морозный зимний день. Дети вышли гулять. Под ногами хрустит снег. Одни затеяли игру в снежки, а другие взяли лыжи и санки и помчались с горы. Девочки лепят снеговика и лопатками прихлопывают снег. На пруду слышится звон коньков – это фигуристы скользят по льду, да так, что даже лед трещит. Можно просто поваляться в пушистом снегу. Дети смеются, а Дружок звонко лает. Какая веселая зима!
- Замечательно у нас получилось!
Логопед:
Жизнь была бы страшно скучной
Если б жизнь была беззвучной,
Как прекрасно слышать звук,
Шум дождя и сердца стук.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»!
Вос-ль: Ребята, для вас сюрприз!
К нам в окошко прилетела птичка,
А зовут ее синичка,
На коврик села, песенку запела (песенка синички – запись)
Составление макета - «как звук попадает в ухо»
Вос-ль: (показывает выложенную модель уха) Что это? Давайте попробуем показать как песенка синички попадает к нам в ухо.
(составление модели передачи звука).
- Молодцы, вы очень старались. Мы убедились «дрожит – значит звучит»
Игра «Где звучит?»
(гостям заранее раздаются колокольчики, дети закрывают глаза, им нужно повернуться в ту сторону, откуда раздался звук колокольчика).