Маргарита валеева
НОД по познавательному развитию «Бумажные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа
город Агидель Республики Башкортостан
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему:
«Бумажные истории»
Провела: Валеева М. А.
г. Агидель, 2019г
Тема занятия: «Бумажные истории!»
Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи:
- познакомить детей с историей бумаги, с её современными видами;
Публикация «НОД по познавательному развитию „Бумажные истории“» размещена в разделах
- воспитывать в детях бережное отношение к изделиям из бумаги;
– формировать умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам;
– уточнить, систематизировать и расширить знания о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;
– развивать интерес к миру природы;
– формировать привычку рационально использовать природные ресурсы.
Приоритетные образовательные области: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование:
Презентация, иллюстрации, предметы, изготовленные из бумаги, дидактическая игра «Бывает – не бывает», бумага белая, картон голубой, ножницы по количеству воспитанников, банка с водой, салфетки, детские книги, телевизор, мультимедийное оборудование.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Воспитатель :
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Дети садятся на стульчики полукругом.
Создание проблемной ситуацией для мотивированного участия детей является сюрпризный момент с появлением необычной коробочки.
Воспитатель:
- Как вы думаете, что у меня лежит в этой коробке?
- А что лежит в этой коробке нам подскажет загадка:
Я белая, как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пройдет,
На мне заметку кладет.
Чтоб читать и рисовать,
Есть букварь, и есть тетрадь.
Для нашего же блага
Придумана (бумага)
2. Основная часть
Воспитатель:
- Давным-давно, две тысячи лет назад в Китае изобрели бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность.
Слайд 1. «Китай».
С тех пор прошло много- много лет без бумаги нам невозможно представить свою жизнь.
Воспитатель: - А хотите, ребята, узнать из чего делают бумагу?
Дети: да.
Слайд 2: «Производство бумаги»
Воспитатель: Ребята, вокруг нас находится много разных предметов. Они очень важны в нашей жизни.
Показ: Салфетки, туалетной бумаги, альбом для рисования, конверты, книги, открытки, обои, газеты, плакаты…
Из чего все они сделаны?
Дети: Из бумаги.
Воспитатель: Правильно, ребята. Предлагаю вам поиграть в игру.
Дидактическая игра «Бывает- не бывает».
Воспитатель: - Ребята, сейчас пожалуйста встаньте,я буду показывать вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете. (книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, машина, журнал, открытка и др).
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Всё у нас с вами получилось. Но, к сожалению, в жизни бывают и неприятные истории и приключения.
Слайды 3, 4
Вот одна из них.
(Плач книги)
(Рваные, грязные лохматые книжки)
Стихи С. Маршака «Книжка про книжки».
У Скворцова Гришки
Жили- были книжки
Грязные, лохматые,
Рваные, горбатые
Без конца и без начала
Переплеты - как мочала,
На листах - каракули…
Книжки горько плакали.
Слайд 5.
Книга:
- Нам все листики помяли
- Все погнули и порвали
- Картинки вырезали
- И в лужу окунали
- Мной играли во дворе,
Вместо книжки стало две
- А меня в костер бросали,
Еле- еле откачали.
- Помогите, ребятишки.
Воспитатель:
Ах, какие же вы бедняжки
Вам у Гришки очень тяжко
Мы не будем гнать их прочь!
Нужно книжкам нам помочь.
Поможем книжкам, ребята?
Воспитатель: - Ребята, чтобы помочь книгам нам предстоит выяснить, чего боится бумага. Как помочь бумажным вещам, попавшим в беду, обрести прежний вид.
Для этого я предлагаю вам посетить нашу маленькую лабораторию и самостоятельно провести опыты с бумагой.
- Как вы думаете, у нас получится?
- Ребята, давайте повторим правила поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не шуметь, не мешать друг другу.
3. Аккуратно работать с ножницами.
4. Выполнять все задания.
Опыт № 1.
Воспитатель: - Возьмите лист бумаги в руки. Погладьте его ладонью. Какой он лист бумаги?
Дети: Гладкий, тонкий… (потрогать пальчиками, закрепить у нескольких детей).
Воспитатель: - Попробуйте смять бумагу. У всех бумага смялась?
- Что вы слышите? Какой звук издает бумага?
- А всем было легко смять? Почему?
- А теперь мы попробуем смять картон. Легко это сделать? А почему?
- Как вы думаете почему одну бумагу смять легко, а другую трудно?
Подведем итог: Бумага- тонкая, не прочная, мягкая, её можно легко смять.
Картон толще бумаги, и он труднее мнется.
Звук возникает при смятии бумаги.
Опыт № 2.
Воспитатель: - Ребята, как вы считаете для чего нам нужны ножницы?
- Давайте попробуем разрезать ножницами сначала лист бумаги.
Вопросы к детям: Легко ли разрезалась бумага? А почему?
Дети: Бумага разрезалась быстро и легко, потому что она тонкая.
Воспитатель: - А теперь попробуем разрезать картон.
Вопрос к детям: Почем картон резать тяжелее, чем бумагу?
Дети. Картон режется ножницами тяжелее, потому что он плотнее,чем альбомная бумага.
Подведем итог: Бумага режется легко, потому что она тонкая.
Картон режется тяжело, потому что плотный.
Воспитатель: Ребята, какой опыт мы провели с вами по разрезанию бумаги и картона?
Опыт № 3
Воспитатель: - Ребята, давайте проведем следующий опыт.
- Опустим в воду сначала бумажные салфетки. Что с салфеткой произошло?
Посмотрите салфетка в стакане с водой растворилась и утонула.
- А теперь проведем опыт с листом бумаги. Что произошло? (ответы детей)
- Бумага намокает дольше, чем салфетка. Почему?
Подведем итог: Бумажная салфетка намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага не прочный материал.
Воспитатель: - Ребята, как можно помочь нашей бедной книге которую намочил в луже Гришка Скворцов? (ответы детей)
- Да, ребята правильно. Книжка сделана из бумаги, ее надо просушить, листочки приклеить.
Воспитатель: - Я предлагаю вам немного размяться и стать художниками.
Динамическая пауза:
«Художники»
На бумаге белой-белой
Мы рисуем смело-смело
И деревья
И дома
Поле
Дождик
Мотылька
3. Заключительная часть. Итог.
Воспитатель:
- Ребята, мы сегодня с вами проводили опыты с бумагой.
- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
-А теперь подойдите все ко мне, садитесь на стульчики, и мы все вместе подведем итог, что мы знаем о бумаге?
(Воспитатель при помощи картинок вместе с детьми составляет алгоритм качеств и свойств бумаги) :
- бумага мнется
- бумага рвется
- бумагу можно резать
- бумага издает звук.
- бумага мокнет, боится воды
- на бумаге можно рисовать
- бумага горит.
Воспитатель: Ребята, почему этот опыт нельзя проводить? (Схема «Бумага горит»)
Дети: Это опасно. Может произойти ожог, травма глаз. Спички детям не игрушка!
Воспитатель:
- Вы уже знаете, какие предметы сделаны из бумаги.
- Ребята, из чего же делают бумагу? (ответы детей)
- А в какой стране придумали бумагу? (ответ детей)
Слайд6
Книга: Если мы - книги, сделаны из дерева, значит каждая порванная ребятами книжка - это срубленное дерево. Чем меньше будет деревьев, тем хуже будет природа.
Воспитатель: ребята, а книги наши друзья?
Дети: Да книги – наши друзья.
Воспитатель: А как нельзя поступать с друзьями.
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно друзей обижать нельзя. Как вы думаете, когда книги обижаются?
(Ответы детей.) ( когда с книгами обращаются небрежно: мнут, рвут, рисуют на книгах.
Вы так не делаете?
Слайд 7.
Знать обязаны детишки,
Что не надо портить книжки:
В них не стоит рисовать и листочки вырывать!
Все странички в них важны, книжки вы беречь должны.
А закончили читать, книжки надо в шкаф убрать.
Книжек много есть вокруг, каждая прекрасный друг.
Слайд 8
Книги: мы- книги уверены, что вы теперь будете бережно относится к бумаге.
- Теперь вы знаете из чего мы сделаны и как с нами нужно обращаться; не мять, не рвать, не бросать в воду, не сжигать…
Воспитатель:
- Ребята, мы обещали помочь вылечить книжки Гришки Скворцова? Заберем книги домой, и попросим родителей отремонтировать книги вместе с вами.
Книга: Спасибо вам, ребята.