Ирина Шилкина
НОД по познавательному развитию «Мой веселый звонкий мяч» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызывать интерес к познанию окружающего мира через интеграцию образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- познакомить с историей происхождения «мяча»;
- обогащать знание детей о мячах;
- воспитывать у детей интерес получить новую информацию о знакомых предметах.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Мой веселый звонкий мяч“ в старшей группе» размещена в разделах
Образовательная область «Развитие речи»
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь;
- продолжить обучать правильному звукопроизношению, расширять словарь глаголами, прилагательными;
- упражнять в словообразовании.
Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие»
- закреплять технические навыки рисования кистью и красками;
- учить закрашивать кистью, проводя линии в одном направлении.
- воспитывать эстетический вкус, воображение, развивать креативное мышление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- упражнять в практическом применении полученных знаний;
- воспитывать интерес к окружающему;
- продолжать учить отгадывать загадки;
- закрепить знания о правилах поведения во время игры с мячом.
Образовательная область «Физическое развитие»
- вызывать желание активно участвовать в физкультминутках;
- формировать умение следить за осанкой во время рисования;
- воспитывать интерес к спортивным играм с мячом.
Коррекционные задачи:
– продолжать развивать у детей восприятие, зрительную и словесную память, мелкую моторику рук;
Предварительная работа:
- реализация проекта «Эти разные мячи»;
- наблюдение за мячом и его свойствами;
- создание альбома «Спортивные игры с мячом»;
- загадывание загадок, чтение и разучивание стихотворений о мяче;
- мини-музей «Разные мячи»;
- разучивание игр с мячом: «Подбрось – брось», «Сбей кеглю». «Мяч в мишень».
Создание условий:
Оборудование, материалы для выполнения заданий подобраны в соответствии с тематикой, отвечают педагогическим, гигиеническим, офтальмологическим и эстетическим требованиям.
Материалы и оборудования:
- презентация «Мой веселый звонкий мяч»;
- мяч, массажные мячи;
- мячи набитые горохом, лоскутами, песком, травой;
- мяч спущенный, мяч наполовину спущенный, мяч накаченный;
- музыкальное сопровождение;
- краски, кисти, салфетки, клеенки, непроливайки, листы.
Проведение НОД:
Организационный момент. (Дети встают в круг)
- Ребята, вы такие красивые, милые. Я дарю вам свою улыбку. И вы порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
- Ирина Борисовна, посмотрите, какой красивый мяч мне купила мама.
- Гриша, у тебя замечательный мяч. Ребята, расскажите, какой мяч у Гриши? (круглый, резиновый, разноцветный, упругий, прочный).
- А что умеет делать «мяч»? (прыгать, летать, катиться, лопаться и др).
- Ирина Борисовна, а вы не знаете, как появился мяч? Какой он был раньше? А почему он прыгает? Помогите мне, пожалуйста, найти ответы на эти вопросы.
- Хорошо, попробую помочь тебе. Ребята, как вы думаете, а всегда ли мяч был таким ярким, красивым, прыгучим (дети высказывают свои предположения)
А хотите послушать историю появления мяча? (ответы детей) Тогда внимание на экран.
- Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек.
Давным-давно мячи были из камня, из травы, бересты.
Мячи набивали соломой, травой, лоскутами, шерстью или семенами растений. Играть в них считали очень полезным делом.
- Внимание, задание. Подойдите к столу. Предлагаю вам взять мяч, который вам понравится, и определить на ощупь, чем он набит? ( дети высказывают свои предположения: горох, лоскуты, песок, трава)
- Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте немного поиграем с мячами. (физкультминутка)
Над рукою мяч кружит,
От нее теперь бежит.
Перед грудью пронесу,
Сзади спрячу, потрясу.
Подержу вверху, внизу,
Мимо носа пронесу.
Мяч с одной рукой играет
И к другой перебегает.
Дружит мяч с моей рукой —
Вот я фокусник, какой!
- Отдохнули? Продолжаем слушать историю. Внимание на экран.
И вот однажды, много лет тому назад, случилось вот что. Учитель гимнастики, проходя мимо лавки, обратил внимание на огромный пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и бил его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал!
Учитель купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий.
-Внимание, задание. Посмотрите, перед вами лежат три мяча. Какие мячи вы видите? (накаченный, спущенный, наполовину спущенный). Как вы думаете, все ли мячи будут подпрыгивать? (ответы детей). Катя возьми мяч и попробуй, будет ли он подпрыгивать? (нет)
- А почему? (В мяче нет воздуха)
- Кристина, теперь ты возьми мяч и попробуй. Подпрыгивает мяч? (подпрыгивает, но очень плохо, потому что он не полностью наполнен воздухом)
- Никита, возьми мяч. Подпрыгивает твой мяч? (да) А почему (этот мяч полностью накачен воздухом)
- Какой вывод мы можем сделать? (чем больше воздуха в мяче, тем лучше он прыгает)
- Молодцы! С тех пор придумали много мячей. Для каждой игры есть свой мяч.
- Ребята, а какие мячи вы знаете? (футбольный, баскетбольный и др.)
- А в какие игры с мячом вы играете? («Футбол», «Вышибалы», «Съедобное – несъедобное» и др.).
- Давайте с вами поиграем. Посмотрите внимательно на экран. Какая эта игра? (футбол) Кто играет в эту игру? (футболисты) Каким мячом они играют (футбольным)
.
-Молодцы! А это какая игра? (баскетбол) Кто играет в эту игру? (баскетболисты) Каким мячом они играют (баскетбольным).
-Молодцы! А это какая игра? (волейбол) Кто играет в эту игру? (волейболисты) Каким мячом они играют (волейбольный).
- А это какая игра? (теннис) Кто играет в эту игру? (теннисисты) Каким мячом они играют (теннисным).
- Молодцы! А вот еще какие игры есть с мячом. Водное поло, где играют с мячом в воде.
Мотобол. В этой игре спортсмены играют в мяч на мотоциклах.
Пушбол. В этой игре всадники на лошадях толкают огромный мяч и стараются загнать его в ворота соперников.
Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности. Какие правила безопасности надо знать?
Ответы детей: Нельзя играть с мячом возле стеклянных окон, витрин магазинов, мяч может их разбить.
Ответы детей: - Нельзя играть с мячом возле проезжей части дороги. Мяч может выкатиться под колеса проезжающей машины, вызвать аварию.
Ответы детей: Нельзя выбегать за мячом на дорогу! Водитель может не успеть остановиться и тогда произойдет беда
.
- Молодцы! Давайте запомним эти правила безопасности и будем их соблюдать. А хотите узнать, о чем мечтает каждый мяч? (да). Тогда слушайте внимательно.
Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу.
Смирно лежать я никак не хочу.
- Наши мячи заскучали в корзине, давайте с ними поиграем. (Раздаю каждому массажный мяч).
- Потрогайте мячик, он какой? (круглый, колючий).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук.
- Молодцы! Давайте уберем мячи в корзину.
- А сейчас на память о нашем занятии я хочу вам предложить нарисовать мяч. Займите рабочие места.
- Каждый из вас подумает, какой мяч он хочет нарисовать: большой или маленький, одноцветный или разноцветный, а может мяч для спортивной игры. Милана, а ты нарисуй еще мяч и для своей сестры (дифференцированный подход). Закройте глаза и представьте себе свой мяч.
- Открывайте глаза. Прежде чем начать работать, давайте вспомним, как правильно держать кисточку. Возьмите ее тремя пальцами выше металлической части. Артем, покажи как надо держать кисточку. (тремя пальцами выше металлической части).
-А теперь приступайте к работе. (Во время самостоятельной деятельности включить музыкальное сопровождение).
(При выполнении работы следить за осанкой детей, обговаривать кто какой краской рисует, какой мяч, отрабатывать четкое звукопроизношение (индивидуальная работа с Никитой звук [л], Катей [ш], Лерой [л], [ш])
- Какие красивые мячи вы нарисовали. Артем, какой ты мяч нарисовал? Во что можно с ним играть? Милана, а какие мячи ты нарисовала? А какой мяч для сестры?
-Молодцы, ребята. Посмотрите, сколько у нас красивых разноцветных мячей.
Гриша, я смогла ответить на твои вопросы? (да, спасибо).
-Ребята, вы узнали сегодня что-нибудь новое, чего раньше не знали? Тогда давайте сыграем в игру «Мяч передавай, что узнал – называй». (дети передают мяч по кругу и говорят, что узнали нового о мяче)
- Скажите, а что вам было интересно? А что было сложным? А о чем сегодня вы расскажите своим родителям? (ответы детей)
- Ребята, вы все активно участвовали в беседе, играли со мной, очень хорошо рисовали. Я хочу вас попросить, что бы вы дома узнали у своих родителей, в какие игры с мячом они играли в детстве. И в следующий раз мы с вами об этом поговорим.