Надежда Панасюк
НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: посредством познавательно-исследовательской деятельности дать детям представление о таком явлении природы, как вулкан.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана, его причиной;
- познакомить детей с профессией вулканолога;
- способствовать накоплению представлений об окружающем мире, расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
-активизировать в речи детей слова: пемза, магма, жерло, кратер, лава.
Развивающие:
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опыта;
- развивать активность, инициативность в познавательной деятельности;
- развивать аккуратность, взаимопомощь.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, поддерживать стремление детей активно выступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формулировать равноправие, доброжелательные отношения между сверстниками.
Методические приемы:
- игровая ситуация, беседа, эксперимент, обобщение, результативность.
Материалы:
-глобус, ткань, камни, пемза, чудесный мешочек, пластилин, стаканчики с водой, макет вулкана, тарелочки с содой и лимонной кислотой, ложечки, гуашь, кисточки, трубочки, шапочки, накидки, презентация.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас с вами гости, давайте их поприветствуем и вспомним наш девиз.
Всем, всем, добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться!
Не мешай трудиться!
А девиз наш таков:
«Больше дела, меньше слов!»
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется…
Дети: Земля.
Воспитатель: Верно. А вот и маленькая модель нашей Земли, как она называется?
Дети: Глобус
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что изображено на глобусе синим цветом?
Дети: Моря, океаны, реки.
Воспитатель: А зеленым, желтым, коричневым?
Дети: Суша, пустыни, горы.
Воспитатель: Ребята, а что же такое горы? (Слайд № 1)
Дети: Это высокие холмы.
Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?
Дети: Вершина.
Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …
Дети: Склон.
Воспитатель: Внизу находится подножие, или ещё его называют основание.
Воспитатель: Горы бывают очень высокими. Вы знаете самую высокую гору мира. (Слайд № 2)
Дети: Эверест.
Воспитатель: Да, её высота 8848 метров, и она каждый год растёт на 4 мм. Интересно, гора неживая, а растёт!
Ребята, а вы знаете, как образуются горы и почему они растут?
Ответы детей
Воспитатель: Земная кора никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате образуются горы. Давайте с вами попробуем их сделать. Возьмем ткань и представим, что это — земная кора. А сейчас приведите её в движение. Музыка 1
Дети выполняют движения под платком.
Воспитатель: Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, одна плита находит на другую, и начинают расти «горы». Но со временем горы могут и разрушаться, давайте покажем, как это происходит. Встаньте в круг.
Физкультминутка “Гора” (Слайд № 3)
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки)
Катятся, катятся камешки прочь. (дети отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
Воспитатель: Ребята, а из чего состоят горы?
Дети: Из камней.
Посмотрите, какой у меня красивый мешочек. В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни.
Дети достают камни (Слайд № 4)
В. : Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?
(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, твёрдый, крепкий и др.)
В. : Ребята, как вы думаете, а камни тонут или нет?
Ответы детей
В. : Давайте проверим, опустите камень в таз с водой, что с ним произошло?
Дети: Камень утонул.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что, он тяжелый.
Воспитатель: Верно. Ребята у меня еще есть необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что есть у этого камня?
Дети: Дырочки.
Воспитатель: Давайте опустим этот камень в воду. Что произошло с камнем?
Дети: Он не утонул, как другие камни.
Воспитатель: А почему он не утонул?
Дети: Потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким.
Воспитатель: Этот камень называется пемза. Что легче пемза или камень?
Дети: Пемза.
Воспитатель: Пемза- это камень вулканического происхождения и мы сейчас узнаем, как она появляется.
Воспитатель: (Слайд№ 5) Ребята, посмотрите на экран, скажите, вы знаете, что это?
Дети: Вулкан.
Воспитатель: Правильно. Ребята, вспомните, что такое — вулкан?
(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)
Ребята, а вы знаете легенду о вулкане? Расскажите её нам.
(Слайд№ 6) Музыка 2
Дети рассказывают легенду:
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. ”
Воспитатель: Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.
А теперь давайте рассмотрим вулкан (Слайд № 7). (макет вулкана)
Какой формы вулкан? (конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю — это жерло вулкана.
Когда вулканы «просыпаются», начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни. Мы сегодня эти камни уже видели, они называются пемза.
Воспитатель: (Слайд № 8). Вулканы – несмотря на их грозность, очень красивые горы.
Туристы приезжают туда полюбоваться их красотой.
Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.
Пемзу и другие вулканические камни используют для строительства зданий.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие бывают вулканы? (Слайд № 9).
Ответы детей
Воспитатель Да, ребята, вулканы бывают действующие, спящие, потухшие.
Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит. Потухшие вулканы никогда не извергаются, молчат все время.
Воспитатель: Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Их называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда проснется.
А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать извержение вулкана.
Воспитатель:
- Проходите в нашу лабораторию. (Дети надевают шапочки и накидки) Вспоминаем правила работы при проведении опытов (Слайд № 10).
- Ребята, первый опыт проведу я сама, а затем вы повторите. Смотрите внимательно. (Слайд№ 11) Музыка 3
У меня макет вулкана большой, поэтому, я засыпаю в кратер 3 ложки пищевой соды, 3 чайных ложки лимонной кислоты. Для вязкости добавляю жидкого мыла. В стаканчик с водой добавляю краску, и заливаю в кратер вулкана.
Воспитатель: Ребята, кажется, наш вулкан оживает! Музыка 4
Воспитатель: Что вытекает из вулкана?
Дети: Лава
Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и твердеет, получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.
Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Тогда добавьте в свои вулканчики по одной ложечке соды и кислоты. Почему вам по одной, а я добавляла по три?
Дети: Потому что вулканчики маленькие. (д
(
(дети проводят опыт) Музыка 4 Воспитатель: Ребята, вулканы извергаются не только на суше, но и под водой.
Хотите посмотреть, как это происходит?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю сделать извержение подводного вулкана? Возьмите трубочку, вставьте её в стакан с водой и подуйте. («Буря в стакане»)
- Ребята, вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с вулканами. Скажите, что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось?
- Спасибо всем за работу. Ребята, посмотрите, а у нас есть ещё один вулкан, потухший. И лава в нём давно уже застыла. Угощайтесь. Музыка 5