Тамара Агафонцева
Конспект НОД по полезным ископаемым «Знакомство с полезными ископаемыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: " Знакомство с полезными ископаемыми"
Цель: познакомить детей с полезными ископаемыми, используемыми при строительстве.
Задачи:
1. Расширение знания детей об окружающем мире: полезных ископаемых, используемых в строительстве
2. Уточнение представлений детей о свойствах песка и глины, мела (известняка) на основе практической работы.
3. Развитие сенсорных ощущений, развитие словаря и активизация речи.
Публикация «Конспект НОД по полезным ископаемым „Знакомство с полезными ископаемыми“» размещена в разделах
4. Содействие воспитанию познавательного интереса к познанию окружающего мира.
Оборудование: тарелочка с песком, глиной (на пару, мел, баночки с водой, камешки, черный лист бумаги, презентация.
Ход занятия: I.Организационный этап
1. Эмоциональный настрой
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
-ДОБРОЕ УТРО!
2. Постановка темы занятия
- Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли. Как выдумаете, что это за природные богатства? Хотите узнать о них побольше? Тогда приступаем к работе.
1. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности - это полезные ископаемые. Посмотрите, можете назвать известные вам полезные ископаемые?
Молодцы! Я вижу, что вы уже многое знаете о полезных ископаемых.
2. Наша страна богата различными полезными ископаемые. Все полезные ископаемые создает сама природа. Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет
3. Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Некоторые полезные ископаемые необходимы в строительстве. Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве? А где их используют? А как их добывают?
(рассказ воспитателя о добыче)
III. Основной этап.
1. Но чтобы использовать полезные ископаемые, человек должен знать их свойства, чтобы правильно их использовать. Можете назвать известные вам свойства:
-песка
-глины
-мел (известняк)
2. Сегодня мы с вами попробуем узнать о различных свойствах полезных ископаемых, которые человек использует при строительстве.
Но для хорошей работы нужно настроиться и хорошенько отдохнуть.
3. Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать
И на место тихо встать.
4. 1 эксперимент:
Дети рассматривают (из чего состоит песок и глина, ощупывают, бросают, разводят водой, пробуют слепить и соединить камешки
После экспериментирование дети делают выводы:
- Глина - мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.
- Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду….
Воспитатель обращает внимание, что глину и песок используют не только при строительстве.
2 эксперимент
Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.
Дети рассматривают мел: рисуют мелом, бросают в воду, ломают)
Дети делают выводы: ломкий, раскалывается, размокает, он оставляет следы - можно рисовать, окрашивать стены.
Воспитатель обращает внимание, что мел (известняк) используют не только при строительстве.
5. А еще при строительстве используют гранит. Посмотрите на слайд. Он очень прочный. Гранит очень крепок и поэтому широко применяется при строительстве мостов, зданий, дорог.
IV. Заключительный этап.
1. Вы сегодня очень хорошо поработали. А можете вспомнить, что мы сегодня с вами узнали? Где использует человек полезные ископаемые?
2. А теперь проверим, как вы хорошо запомнили и узнали полезные ископаемые. Я загадываю загадки, а вы поднимаете карточку с изображением.
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А ещё он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3. Молодцы! Спасибо за отличную работу!