Елена Виноградова
Конспект НОД «Знакомство с русской культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Нравственно-патриотическое воспитание»
Тема: «Знакомство с избой»
В средней группе
Возрастная группа: средняя.
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип деятельности: тематическая, творческое.
Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ.
Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная).
Форма обучения на занятии: беседа, мастерская.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с русской культурой“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Словарная работа: Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.
Методы: наглядные (просмотр картин, выставка атрибутов русской избы, словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потещек) практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Индивидуальная работа: с детьми группы, поощрять высказывать свое мнение.
Средства обучения для воспитателя: Русский народный костюм, запись русских народных песен. Баранки. Клубочек, Игрушка кот.
Средства обучения для детей: материалы для работы с тестом, тесто. Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.
Предшествующая работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Ход НОД.
Вводная часть:
Звучит музыка «А в доме горит огонек».
Хозяйка:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю (поклонились).
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Хозяйка:
Ребята а вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.
Хозяйка.
Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком да поговорим ладком.
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это… (дом).
Воспитатель показывает слайд многоэтажного дома и деревянного дома.
- Ребята, что это? (дом). Правильно, это дом, но посмотрите, какие бывают разные дома.
Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома из брёвен (бревенчатый дом).
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
- Как мы себя чувствуем дома?
Не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
II. Основная часть:
Хозяйка:
Я ждала вас гости дорогие нарядилась, в сарафан свой облачилась. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит ( хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – платочки, мальчикам – кепки).
Хозяйка:
Ребятки, я в избе живу не одна, у меня живёт кот Котофеич давайте с ним поиграем.
"Котик к печке подошел"
Котик к печке подошел,
Котик к печке подошел. (идут по кругу, взявшись за руки)
Горшок каши он нашел,
Горшок каши там нашел. (идут по кругу в другую сторону, взявшись за руки)
А на печке калачи,
Ох, вкусны и горячи! (останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, хлопают в ладоши)
Пироги в печи пекутся, (выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони вверх)
Они в руки не даются. (выпрямляют, прячут руки за спину)
Хозяйка. Сядем рядком и поговорим ладком. И ты котик сядь отдыхай. Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Хозяйка:
Правильно это печь.
Правильно, печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: Да!
Хозяйка:
Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)
Физминутка:
(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Хозяйка:
Молодцы, ребятки! Славно потрудились! Теперь в нашей избе стало тепло. Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще и кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?
Дети: Да!
Хозяйка:
Для того что бы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто мнем, мнем, мнем.
Тесто жмем, жмем, жмем,
Тесто жмем, жмем, жмем
И баранки испечем!
Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»
Хозяйка:
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (Хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в нем соленое тесто, скатанное в шарик.)
А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети лепят баранки и выкладывают на поднос под музыку).
Хозяйка:
Молодцы! Красивые баранки у вас получились. А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись.
(Хозяйка подводит детей к столу где стоит самовар.) Беседа о самоваре.
Хозяйка:
Ребята, послушайте загадку, да найдите мне отгадку:
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар.)
Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
А вот баранки наши поспели угощайтесь. (достаю прихватом).
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!
Понравилось вам у меня в гостях?
Итог:
Как называется дом, в котором я живу? (Изба.)
Где люди хранили свою одежду? (В сундуке.)
Что в избе дает тепло? (Печка.)
В чем кипятили воду? (Самовар.)
Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания!