Татьяна Рыбинцева
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы «Ознакомление с полезными ископаемыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний о разнообразии полезных ископаемых, их свойствах и применении.
Задачи: продолжать формировать представления о внутреннем содержании земли - полезных ископаемых;
познакомить с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека;
развивать память, мышление, речь и исследовательскую деятельность;
самостоятельно оценивать ответы детей и высказывания других детей.
Оборудование.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности с детьми в старшей группы „Ознакомление с полезными ископаемыми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Темочки
Карта земли, образцы полезных ископаемых (гранит, уголь, песок, глина – на каждого ребенка, увеличительные стекла, 2 сосуда – лейки, молоток, стаканчики на каждого ребенка, лист бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель.
Ребята, мы с вами поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). Какими словами их можно еще назвать? (сокровища земли, недра земли, хранилище земли и т. д.). Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин Земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве. Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль, мрамор и т. д.). Это только часть полезных ископаемых, а в природе их гораздо больше. Сейчас давайте рассмотрим коллекцию с полезными ископаемыми. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадайте и найдите этот экземпляр в нашей коллекции, если он присутствует.
Если встретишь на дороге.
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
Он очень нужен детворе,
Он на дорогах есть и во дворе. (Песок)
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий,
Он несет в дом тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
Правильно, дети. Молодцы! Отгадали все загадки и отыскали их в коллекции.
Скажите мне, а какими бывают полезные ископаемые? (Твердые, жидкие, газообразные).
А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (Нефть, минеральная вода).
А газообразные? (Природный газ).
Наша коллекция, к каким ископаемым относится? (К твердым).
А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых которые у вас на столах.
(На столах у детей подносы с образцами) .
Воспитатель.
Сначала мы свами рассмотрим песок и глину, проведем несколько экспериментов и выясним их свойства, чем они отличаются друг от друга.
Опыт №1.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (легко)
А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (песок)
Почему? (Песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины).
Опыт №2.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?
Теперь рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички). Следовательно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.
Опыт №3.
Берем две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.
Общий вывод: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.
Воспитатель.
А теперь давайте чуть- чуть отдохнем.
Физкультминутка.
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Воспитатель.
Проходим и присаживаемся на свои места.
Теперь мы с вами будем сравнивать уголь и гранит.
Опыт №1
Посмотрите на гранит. Какого он цвета?
Давайте рассмотрим гранит через увеличительное стекло. Что вы видите? ( вкрапления трех цветов: белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше.
Теперь давайте рассмотрим уголь. Какого он цвета? (черного).
Рассмотрим уголь через увеличительное стекло. (блестящий, слоистый).
Опыт №2
Возьмите в одну руку уголь, а в другую гранит. Сожмите сильно – сильно.
Сломались ли наши уголь и гранит? (нет) Значит, о них можно сказать, что они твердые.
А как вы думаете прочные или нет? (ответы, предположения детей).
Давайте проверим.
Завернем уголь и гранит в платочки и ударим по ним молотком.
Что произошло с гранитом? (ничего)
А что произошло с углем? (он раскрошился).
Значит, о граните можно сказать, что он прочный, а уголь – хрупкий.
Общий вывод: гранит – твердый, прочный, имеет неоднородную окраску; уголь – твердый, хрупкий, черный.
Воспитатель.
Ребята скажите, где используют песок, глину, уголь, гранит? (ответы детей)
А нужно ли беречь их?
Воспитатель.
«Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!