Анна Солоткова
НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В царстве грибов»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
на тему «В царстве грибов»
Цель: создать условия для развития представлений детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о грибнице; формировать умения детей быть осторожными с незнакомыми и неизвестными грибами; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивающие:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „В царстве грибов“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- способствовать развитию познавательного интереса; развитию внимания при решении игровых заданий; зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, связной, грамматически правильной речи; мелкой и общей моторики.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: карточка- схема гриба; мультимедийное оборудование; макеты грибов и леса; аудиозапись «Осенний лес», магнитофон.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
Создание проблемной ситуации
Воспитатель:
-Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, охранник передал письмо для нашей группы. Давайте откроем конверт и его прочитаем?
Письмо:
-Здравствуйте, дорогие дети, пишет вам Незнайка. Дело в том, что мои друзья зовут меня в лес за грибами, а я совершенно ничего об этом незнаю. Что такое грибы? Почему они в лесу? Может отказаться и не ходить! А вдруг это очень интересно? А вдруг они вкусные? Или пойти за этими самыми грибами? А вдруг они неинтересные или вообще страшные? Что же делать? Ох, незнаю, незнаю, незнаю…Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться!
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке разобраться, что такое грибы и нужно ли за ними идти в лес?
2. Основная часть
Беседа по вопросам:
-Какое сейчас время года? Почему осень называют богатой, щедрой?
Рассказ воспитателя.
В осеннем лесу много грибов, так как грибы очень любят теплую сырую погоду. А осенью погода как раз дождливая, но еще теплая. Давайте познакомимся с грибами поближе.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба). Что есть у грибов? Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница. Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки. Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Нужно помнить: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их следует очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать ножиком, чтобы не повредить грибницу. А не знакомые – лучше не брать.
Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? А что означает «Несъедобные»?
Дети слушают воспитателя, рассматривают схему гриба, отвечают на вопросы, смотрят презентаию на тему «Как размножаются грибы».
Для того что бы легче было искать грибы необходимо знать, где какие грибы любят расти. Некоторые грибы сами рассказывают о том, где их можно найти.
Воспитатель: - Я предлагаю вам, ребята, отправится в лес. Для этого нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: «1, 2, 3, вокруг себя повернись и в волшебном лесу очутись!» Но прежде чем мы произнесем эти слова нам нужно хорошенько размяться, ведь по лесу мы будем ходить долго.
Физкультминутка «За грибами»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Белочки скакали, (Скачут вприсядку)
Рыжики срывали. (Срывают «грибы»)
Лисичка бежала, (Бегут, собирают «грибы»)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут, срывают «грибы»)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут вразвалку)
Мухомор раздавил. (Топают правой ногой)
Далее дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова.
Воспитатель:
-Ребята, вот мы и попали в лес.
Сто грибов в лесу найдем,
Обойдем полянку.
В кузовок мы не возьмем
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Елки и осинки
И хорошие грибы
Соберем в корзинки.
Воспитатель подводит детей к первому столу:
- Посмотрите, мы в сосновом бору, а вот и первый гриб боровик. Боровиками называют белые грибы, которые растут в светлых сосновых лесах, борах. Растут белые грибы на виду, не от кого не прячутся, ведь они самые главные грибы в лесу. Растут они семьями, если нашли гриб, ищите еще. Также в этих лесах растут грибы маслята. В дождливую погоду шляпка становится скользкой, маслянистой, поэтому гриб называется масленок.
Воспитатель подводит детей ко второму столу.
- Посмотрите мы подошли к осиновой роще. Здесь растут грибы подосиновики. (Воспитатель показывает, дети ищут другие)
Воспитатель:
Вон там растут березки, как вы думаете, какие грибы могут расти под березами? Ответы детей – подберезовики.
Воспитатель:
Посмотрите, какие стройные, изящные под стать белоствольным березкам.
- А что это за дружная семейка в траве?
Желтые сестрички - их зовут лисички.
Желтый гриб – лисичка. Такой веселый. Такой аккуратный. Будто крошечный лисенок.
Идем дальше по дорожке.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных,
Издали заметных,
Собирай, не мешкай –
Это… (сыроежки).
- Посмотрите: шляпки сыроежек могут быть разной окраски. Растут они в самых разных местах.
- Ой, а что это за чудо-пень?
Он весь усыпан грибами. Это опята и растут они большими семьями, если вам повезет, то вы стразу можете набрать целую корзину.
Воспитатель:
-Вы ели грибы дома?
-Какие блюда вам готовила мама?
-Как на зиму заготавливают ваши бабушки грибы? (Маринуют, солят, сушат)
-Много интересного мы узнали о съедобных грибах.
Посмотрите, какой красивый гриб растет: красный с белыми пятнами.
- Что это за гриб? (Мухомор)
Когда этот гриб состарится, то его края выгнутся наверх, он станет похож на блюдечко на ножке. Пойдет дождь, в блюдечке окажется вода, но это будет уже не простая вода, а отравленная – яд. Напьется муха и погибнет, поэтому и зовется мухомором.
Воспитатель:
- Мы очень устали и давайте сядем на полянку. А я загадаю вам несколько загадок, а вы попробуете их отгадать.
Многочисленное войско
Собирает старый пень:
Тонконогие ребята
Подрастают каждый день!
По траве войска идут, грибники их тут найдут.
Лишь наклонишься немножко,
Поглядишь – полно лукошко! (Опята)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной
Никуда не годный. (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Эти дружные ребята называются (опята)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички
Золотистые (лисички)
И изящна, и стройна,
Белокожа и модна,
Но ужасно ядовита.
Никогда её не рви ты. (Бледная поганка)
Затем воспитатель предлагает детям встать и поиграть в игру.
Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»
Воспитатель называет грибы, которые упоминались в ходе НОД. Если гриб несъедобный, дети топают. Если съедобный - хлопают (кладут в лукошко).
Воспитатель:
-Вот как много грибов мы собрали в нашу корзинку. Теперь можно возвращаться обратно в группу (закрываем глаза, проговариваем волшебные слова).
-Мы снова в нашей группе, я предлагаю вам, ребята сесть на свои места и посмотреть на экран.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Выставляется четыре картинки с изображением грибов (напр. : все съедобные, а один не съедобный)
Заключительная часть
-Ребята, мы большие молодцы! Я уверена, что мы помогли Незнайке понять, что такое грибы, где они растут, как их нужно собирать и какие именно нужно собирать грибы. Чуть позже все наши ответы на вопросы Незнайки я запишу на бумаге и отправлю обратным письмом!
Рефлексия.
-Ребята, что нового вы узнали о грибах? Что вам понравилось на занятии? Хотели бы вы с родителями оправиться в лес по грибы? Какие бы грибы хотели там отыскать?
Отвечают на вопросы.