Тамара Катраш
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Превращение энергии» с экспериментированием
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: дать простейшее определение понятию «Энергия», показать разные виды энергии; развивать аналитический склад ума, воспитывать ответственность, гордость за выполненную работу.
Наглядный материал: кукла-марионетка «Гном», 3 небольшие дощечки (две маленькие и одна побольше, саморезы, отвертка, рисунки с изображением работающих людей, видеофильм о природных явлениях.
Предварительная работа: чтение некоторых статей из книги А. К. Дитриха "Почемучка" -М. 2005 г.
Ход занятия:
Раздаются стук в дверь.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе „Превращение энергии“ с экспериментированием» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: - Кто это может быть, сейчас посмотрим. Здравствуй гномик!
Гном: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут гномик Вася. Вот пришел к вам в гости посмотреть, чем это вы занимаетесь.
Воспитатель: - Мы узнаем что-то новое, интересное, дети на занятиях получают знания и растут умными.
Гном: - Я тоже хочу быть умными и многое знать. Вот, например, иду я сегодня по дорожке и вижу, лежит вот это (достает из мешка отвертку) и вот это (достает саморезы и дощечки). Я не знаю, как это называется и для чего оно нужно.
Воспитатель: - Ребята, поможем гномику?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Назовите эти предметы и скажите, для каких целей их используют люди? (Ребенок выходит, показывает предмет, называет его и говорит, для чего он нужен в повседневной жизни людей). – Правильно, все эти инструменты и строительный материал. А смастерить мы можем… (показывает детям маленькую скамеечку из представленных дощечек).
Дети: - Скамеечку.
Воспитатель: Давайте попробуем ее смастерить (воспитатель приступает к сборке скамейки). Садись, Вася, поудобней на свою скамеечку и внимательно слушай и вы, ребята, тоже послушайте.
Гном: Вот спасибо!
Воспитатель: Чтобы смастерить вот такую скамеечку, мне потребовалось приложись некоторые усилия. А научно можно сказать так: чтобы совершить какую-нибудь работу, нужно затратить энергию. По-другому энергия – это внутренняя сила. Энергия бывает разная. Посмотрите, пожалуйста, на эти рисунки и сравните их (на первом изображен мальчик, копающий лунку для посадки деревца; на втором – девочка, поливающая цветы из лейки; на третьем – бабушка, вяжущая носки). Что общего в этих рисунках?
Дети: На них люди выполняют какую-то работу.
Воспитатель: - А чем эти рисунки различаются?
Дети: - Люди затрачивают неодинаковую силу (если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им).
Воспитатель: - Действительно, мальчику требуется больше усилий, чтобы выкопать лунку, девочке поменьше, хотя лейка тоже тяжелая, а бабушка только сидит в кресле и перебирает спицы – здесь особых усилий не требуется. Нужно терпение и умение. Так вот, ребята, способность совершать действия, производить изменения, выполнять работу называют энергией. Проведем небольшой эксперимент. С наклонной поверхности пустим небольшой мячик, который должен на своем пути столкнуться с другим мячиком. Как вы думаете, что произойдет?
Гном: - Не знаю. А вы, дети, знаете?
Дети: - Второй мячик тоже начнет катиться.
Воспитатель: - Правильно, энергия первого мяча передала часть энергии второму мячу, поэтому тот и стал катиться. Люди давно заметили эти превращения энергий и решили использовать их для своей пользы. Например, энергию падающей воды с помощью гидроэлектростанций, превратили в электрическую. Или еще один пример, химическая энергия автомобильного топлива – бензина – обращена в такое же количество энергии, но уже в виде движения машины.
Гном: - Как интересно, значит и моя скамеечка тоже имеет энергию.
Воспитатель: - Конечно, просто сейчас, когда ты на ней сидишь, ее энергия как бы «спит».
Гном: - Все понятно, ну а чтобы не уснуть, я хочу с вами поиграть. Игра называется «Зима – лето». Правило такое: когда я скажу – «Лето, лето к нам пришло – стало весело, тепло, вы дети, начинаете скакать, прыгать, кружиться, веселиться». Как только я скажу – «Вот и Зимушка-зима, заморозит нас она», вы должны остановиться и не двигаться, как бы «замереть». Тот, кто пошевелится, выбывает из игры. Всем понятны правила игры? (Игра повторяется 3-4 раза).
Воспитатель: - Молодец, Вася! Это игра о превращении энергии.
Гном: - Как это?
Воспитатель: - Здесь энергия движения переходит в энергию покоя, когда они «заморожены». А давай попробуем превратить спящую энергию скамеечки в какую-нибудь другую энергию. (Дети предлагают варианты и выполняют показ – производят действия со скамеечкой: падение с высоты, трение о поверхность коврика, перекатывание через грани и т. д.)
Ну а сейчас, я предлагаю Вам всем посмотреть видеофильм о природных явлениях, помогающих преобразовывать разные виды энергии. (Просмотр видеофильма с помощью ИКТ).
Воспитатель: - Какие ваши впечатления от увиденного, поделитесь с нашим гостем своими высказываниями? Что нового вы узнали?
Гном: - Спасибо вам большое за интересное занятие! Но мне пора возвращаться. До свидания!