Козлова Татьяна Дмитриевна
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Африку» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в Африку
ЦЕЛЬ: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.
Географическая карта.
Иллюстрации с изображением флоры и фауны Африки
Оборудование к опыту (емкости с песком для каждого ребенка хорошо отточенный карандаш, фен.)
Финики, апельсины, лимоны, ананас, кокос, зерна кофе. Яйцо и два стакана вода.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в Африку“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход ЗАНЯТИЯ:
Ребята мы много с вами путешествовали по нашей стране. Давайте вспомним где мы с вами побывали? Обратимся к карте. Ответы детей - в Москве, в Санкт-Петербурге, в Волгограде и т. д…
А сегодня Айболит приглашает нас совершить еще одно путешествие. Куда же мы отправимся?
АЙБОЛИТ: Доплывем до Занзибара.
Поплутаем по Сахаре.
Поглядим Килиманджаро.
Погуляем с Гиппопо
По широкой Лимпопо.
- Догадались,куда мы совершим путешествие? В Африку! Попробуйте сами
найти ее на карте. Изображая на карте Африку,
использовали много желтого цвета. Нашли Африку? -Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь.
-Что такое пустыня, как вы думаете ребята? Пустыня от слово пусто, пустынно. Посмотрите (слайд, земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями. Там очень мало растений, почти нет животных.
-Ребята, а на чем мы сможем добраться до Африки? (ответы детей). –Можно на самолете, а можно на пароходе через Средиземное море. (показ слайдов). –Ребята, предлагаю вам полететь на самолете, садимся поудобнее, пристегиваем ремни,заводим мотор самолета и полетели (дети имитируют все движения самолета и бегут по ковру). –Наш самолет приземлился в африканском городе. Мы мчимся по городу на автомобиле с откидным верхом (дети бегут можно направить на них теплый воздух из фена.) Мы выехали из города, все реже и реже встречаются на нашем пути зеленые растения, их сменили небольшие серенькие кустики. Становится все жарче, мы с вами подъехали к Сахаре. Сахара – самая большая пустыня в мире, ее называют «королевой пустынь» (показ слайдов) В пустыне дуют горячие ветра, годами не бывает дождей. (Поток воздуха из фена сделать горячим предложить детям сесть на стульчики поставленные заранее полукругом на ковре). -Ребята как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказывается могут. Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками, как же они обходятся без воды? У этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу 15-этажного дома (посмотрите в окно, то эго корни достанут до земли.
Зачем растению такие длинные корни? Доставать воду, которая находится
глубоко- глубоко под землей. Кажется, что в пустыне не может быть
животных. Но посмотрите, что за чудо! Прямо на нас медленно, движется высокое животное с большим горбом на спине. - Кто же это ребята (показ слайда с изображением верблюда.)Верблюда называют «кораблем пустыни».
- Почему, как вы думаете? (ответы детей). Движения его такие плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень выносливые и сильные животные.
- А как вы думаете, почему ему не жарко в пустыне (ответы детей).У него длинная и густая шерсть она и защищает его от палящего солнца.
Проиллюстрировать это можно так, на стол ставиться зажженная лампа, и детей просят поднести руку поближе к лампе, спросить, что они почувствовали.
- Что нужно сделать, чтобы не убирая руку не чувствовать жара?
- Надо чем-то защитить руку, т. е. поставить между жаркой лампой и рукой какую-то защиту это может быть кусок меха.
-Песок такой горячий, что обжигает ноги, чем защищены ноги у верблюда? Копытами, какие они у верблюда? На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? Чтобы ответить на этот вопрос надо провести эксперимент. Детям раздаются небольшие емкости с песком и один хорошо отточенный карандаш с одного конца.
- Представьте, ребята, что вы оказались в пустыне. Попробуйте «пройтись» по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша «идет по песку») и в больших ботинках на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша).
- Что вы заметили? Что острые «каблуки» проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда - широкие.
Когда ветер в Сахаре поднимает песок, становиться трудно дышать, ноздри верблюда могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши у верблюдов устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками. А вот людей от песчаного ветра защищают плотные одежды. Они заматываются в них с головы до ног.
- Объясните, почему одежда должна быть плотной? Чтобы не пропускать тепло с улицы к телу человека.
Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу верблюда накапливается жир и вода, которую он будет расходовать в переходах по пустыне.
- Поедем,ребята, дальше и мы на «кораблях пустыни» (имитация поездки на верблюдах).
Жарко в пустыне! Очень жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Мы так устали что хочется отдохнуть где-нибудь у воды в тени. И вдруг перед нами небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ слайда с изображением пальм). Это оазис. Отдохнем здесь.
- Потанцуйте, ребята, под музыку «Чунга-Чанга», сымитируйте купание в озере.
В оазисе живут животные, живут и люди. Они угощают нас финиками с финиковой пальмы, финики питательные и очень сладкие. Их с удовольствием едят верблюды, угостим и их. Нам - сладкая мякоть, верблюдам косточки – это их любимое лакомство. (Угощаем детей настоящими финиками).
Сушеные финики называют «хлеб пустыни».
- Почему как вы думаете? Финики - основная еда оазиса.
- Передохнули, отправляемся дальше. Впереди – африканская саванна (показ слайдов, карта).
- Чем покрыта земля в саванне? Травой. Она здесь всегда густая: зеленая и сочная после дождей, желтая и сухая когда нет дождя. Кое – где в саванне растут гигантские деревья – это баобабы, ствол баобаба перенасыщен водой. – Зачем это дерево накапливает воду, как вы думаете ребята? Толщина ствола у баобаба такова, что для того, чтобы обхватить его, нам нужно взяться за руки всем вместе (детям предлагаем встать в круг и взяться за руки).
Баобаб большой, - говорят африканцы,- но из него не разожжешь даже маленького костра, а все дело в том, что древесина баобаба очень плохо горит. Баобаб сбрасывает листву летом, как вы думаете зачем? Чтобы меньше испарялось воды (вспомните опыт с мокрой тканью на батарее). Предлагаю сделать прогулку по саванне, понаблюдать за ее обитателями. Не успели мы ступить на землю как услышали грозный рык (звучит аудиозапись).
- Что за зверь рычит? (показ слайдов). Это царь зверей – лев. Где же он, почему мы его не видим? Цвет шерсти позволяет льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? Он хищник, он выслеживает добычу. В саванне очень трудно спрятаться – там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Средство их защиты – удар копытами. В стремительном беге животные что есть мочи бьет врага задними ногами, такой удар может очень сильно навредить хищнику. Львы нападают, главным образом на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней. Львы не дают травоядным
животным размножаться в больших количествах, спасая мир от полного уничтожения. В саванне живет самое высокое животное на земле. Кто это? ЖИРАФ. У него длинные ноги, длинная шея, он высотой с 2-этажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев. Самое любимое лакомство жирафа – листья акаций (показ слайдов).Рядом с жирафом часто пасутся
зебры, газели, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост,
чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая голову, он видит все вокруг.
В Африке живет самая крупная птица на земле, о ней говорят:
И петь не поет, и летать не летает…
За что же народ его птицей считает?
- Кто же это, ребята (показ слайдов) Да это страус он не умеет летать. Почему же его считают птицей? У страуса есть крылья, но служат они ему украшением, на голове, как и у всех, птиц есть клюв. Страусы как все другие птицы откладывают яйца, из которых, вылупляются птенцы. 3 – 4 самки откладывают яйца в одну неглубокую ямку, выкопанную в песке, и самец страус высиживает их. Яйцо у страуса 15 – 17 см в длину и 13 – 15 см в диаметре. (показ слайдов) Оно занимает объем, что 12 – 18 куриных яиц (можно закрепить знания об измерении объема).
Для этого разбить куриное яйцо, вылить его, а скорлупки использовать в качестве измерительных емкостей. В одну из двух одинаковых прозрачных емкостей нужно налить две половинки скорлупы (объем одного яйца, в другою – 30 (объем 15 яиц).
Люди разводят страусов из-за их великолепных перьев и каждый раз на месте выдернутых перьев вырастает новое. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых она бегает также быстро, как лошади.
Удар ноги страуса такой же сильный как удар ноги лошади.
А вот и Африканские гиганты, вы их узнали? Это слоны.
- Как вы думаете, львы могут напасть на слона? Слон могучее сильное животное и льву с ним не справиться. Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Хоботом слон защищается от врагов, выражает нежность, поглаживая с любовью своих детенышей.
В саванне есть небольшое озеро. Это водопой.
- Что такое водопой? (показ слайдов). У водопоя собираются все животные саванны: напиться, искупаться. Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя, кто это (показ слайдов). Пасть у бегемота огромная, клыки 65 см в длину (показать на линейке).Особенно большие клыки на нижней челюсти, этой челюстью он набирает водоросли со дна, кА ковшом экскаватора. Детеныши бегемота часто восседают на спинах своих родителей, как на мокрых серых скалах. А если мать поплывет то маленький бегемот стоит на ней как капитан на капитанском мостике.
Наше путешествие продолжается. Что еще мы видим на карте? Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы. Это Килиманджаро (показать на карте, слайды).Килиманджаро – трехглавая гора. Все его три головы увенчаны снегами и ледниками. Высокая, гордая, со сверкающими снежными вершинами, гора выглядит совершеннейшим чудом природы. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям.
На склонах гор растут бананы, апельсины, и кофейные деревья.
Полюбовавшись горами мы отправляемся к реке Лимпопо (показ слайдов) Это широкая и очень красивая река, по берегам ее растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы.
(Воспитатель вносит корзину). В этой корзине тропические плоды: лимоны, апельсины, кокос, ананас, финики, кофе…
Узнаем их угощаемся.
Составляем африканский ландшафт (можно в свободное время).
Фон – ватман, разукрашенный гуашью;
Горы – мятая цветная бумага;
Река – толстые голубые нитки;
Растения – пластилин, бумага, природный материал;
Ландшафт заселяется животными.