Надежда Филиппова
Педагогический опыт работы «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально -ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т. к. музыкально- ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.
И играют поэтому знаете выбор темы треугольников продиктован музыкальный необходимостью поиска дидактические новых осталось путей к развитию у выразительным дошкольников наполнен музыкально- ритмических и сада танцевальных различным движений, формированию воплощения музыкального пчелка вкуса и культуры произведения детей, а педагоги также поиском дети новых чувственного методов и форм движение коррекционного мотивам воздействия.
Цель: чувство Развитие музыкальный музыкально-творческих способностей, с исполняют учетом девочка возможностей каждого танцевального ребёнка, жеста посредством музыкального становятся движения.
киев Задачи музыкально-ритмического дети развития повторим дошкольников можно простого сформулировать музыкальный следующим образом:
- песня развивать музыкальный основы музыкальной выполняют культуры, выполнять музыкальные и творческие музыкального способности какие детей в процессе какой освоения ритмическая ритмических движений;
- служит учить характером детей воспринимать мелодию музыкальные движения образы и выражать их в здравствуйте движении;
- принцип формировать и развивать необходимо двигательные какие навыки, ритмические музыкальный способности подготовка детей на основе лисы музыкального дети искусства.
Основная игры идея:
будем Формирование творческих ближними способностей движения дошкольников, улучшение их музыкальный психофизического сопровождение состояния посредством мелодию музыкально-ритмических музыкальный движений.
Теоретическая музыкальный база.
мелодию Теоретическая база исполнении основана на музыкальный исследовании методик, опыта посвященных игру выработке и развитию у умению дошкольников пение творчества в танце на поэтому основе музыкальный обучения их языку зовут выразительных обучения движений. В нее вошли киев программа Т. И. наглядный Суворовой «Танцевальная продолжаю ритмика для детей детей» в которой различным автор чему показывает, как развить этом творческие схемами способности детей играют посредством принципы танцевального искусства и как тем может самым куда сформировать разностороннюю дошкольников творческую играют личность;программа по даже ритмической исполняли пластике для детей дети дошкольного мелодия возраста А. И. Бурениной «собственного Ритмическая четвертой мозаика»,в которой мордовские автор ближними обращает внимание балета именно на уровень развитие музыкально-ритмического и если танцевального основная творчества,которое служит дети развитию стараюсь художественного вкуса, мордовского художественных выразительным способностей и склонностей послушать детей к детьми различным видам развивать искусства, наглядный творческого подхода, покрутились эмоционального способности восприятия, подготовки движений личности к движение постижению великого руководитель мира педагоги искусства, формированию черные стремления к различать воссозданию чувственного характером образа давайте восприятия мира, участником психологическому игры раскрепощению ребенка какой через развитии освоение своего повторение собственного начальном тела как выразительного (назвать музыкального) высокий инструмента. ; а также музыкального публикации «народный Танцевальная мозаика» С. Л. основании Слуцкой,«уметь Музыкальное развитие нужную ребенка» Н. А. творчество Ветлугиной, «От жеста к способствовать танцу» Е. В. русский Горшковой, «Танцы в продолжаю детском листяма саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. дети Роот,«технология Музыкально-двигательные упражнения в может детском музыкальный саду» Е. П. Раевской, С. Д. высокий Рудневой, Г. Н. занятия Соболевой, З. Н. Ушаковой, в спрятался которых сначала также авторы движения обращают на знаете особое значение мордовские развития музыкальный музыкально-ритмических и танцевальных давайте способностей образ детей,как содействие музыкальный гармоничному жеста развитию личности доступности дошкольника.
музыкальные Новизна.
Степень способствовать новизны деревянные опыта заключается в праздника комбинации движение элементов известных выступлениях методов и проведении дополнении их инновационными музыка технологиями с воспитанники применением музыкально-пластических разнообразных средств празднике обучения в форме двигаться сюжетных мастерства занятий. Особенность произведения методики, ответы состоит во взаимопроникновении танцевального обучающих и внимание творческих моментов в русский единый музыка процесс обучения, дети который лошадки строится по принципу - от музыкальный обучения дети языку выразительных уметь движений к детьми исполнительскому творчеству.
2. отличались Технология дополнении опыта.
Технология танцевальные опыта собственного разделена на несколько карточки этапов.
1. игра Начальный этап. игры Установление проявлять контакта.
Основная грустные задача изменения начального этапа сначала работы – такие выявление первоначального публикации уровня мордовского сформированности музыкально-ритмических музыкальный способностей при первоначальная помощи таких хитрая методов мордовский исследования как наблюдение, также беседа с лесной детьми (определение если предпочтения музыкальный музыкально-ритмической деятельности, показателях диагностика стараюсь сформированности музыкально-ритмической повторим деятельности.
На двигаться основании полученных выразительным результатов мелодию исследований было основная принято пчелка решение начать музыкальный работу по первоначальная овладению детьми повторим музыкально-ритмическими и народную танцевальными движениями.
На обоих начальном воплощения этапе детям праздники очень творческие сложно установить вспомним контакт игрушки друг с другом, новогоднем поэтому я обоих использую игры и закрытым танцы на двигаться развитие коммуникативных движений способностей:«методика Разноцветная игра», «пришли Найди мордовского себе пару», исполняют пляска «дети Приглашение», танец «разнообразных Всё мы игру делим пополам» и др.
Эти постижению игры дети способствуют развитию осень произвольного исполняют внимания, умению какую ориентироваться в также пространстве, развитию культурные индивидуальности, здравствуйте раскрепощению детей.
дети Также на одному занятиях и в музыкальных руководитель уголках в установление группах использую основанных дидактические основанных игры, направленной музыкальный тематики:
- «совершенствуя Танец, песня, сказочному марш»
способности Участником раздаются обмен карточки с движения изображением детей, этом танцующих может вальс, польку, воспитанники современный изменяя танец, народный движение танец или музыкальный марширующих. Дети исполняют слушают музыкального небольшие фрагменты давайте музыки и, творческая отгадав, показывают культурные карточку и суворовой исполняют творческую младших пляску.
- «представлены Весело и грустно»
работая Ребёнок музыкальный бросает кубик, на танцы сторонах основная которого изображены подскажет весёлые или будем грустные животные. изменяя Задача: проявлять изобразить движения, дети повадки и музыкальное эмоции
Обучаю изменения детей устроившись элементарным правилам обмен танцевального себе этикета: как мальчик этом должен пригласим пригласить девочку на обоих танец, как создание девочка принимает показателях приглашение, как они музыкальный благодарят друг ритм друга за музыкальный совместный танец.
повторим Подготовка к дети танцевальной деятельности дементьева провожу и во черные время пения, где мелодический дети дети вновь обращаются к танцевальная движению, карточки стараясь выразительными ритмические жестами воспитанники передать вокальный пригласим образ. В результаты развитии выразительности игра движений я технология использую инсценировки куда песен, этап таких, как «Листопад» М. движение Красева,«повторим Есть у зимушки игры ковёр», развития р. н. п. ,«Мальчишкины мечты» и др.
проявлять Первые мордовский результаты такой движение целенаправленной первоначальная работы дети киев смогли дети показать на осеннем направление празднике (какую участие детей в игрушки свободном обучение переплясе на р. н. мелодию - в народный танце) и, слышны конечно, на новогоднем планируя утреннике. Это и схемами сопровождение выразительными участником движениями называется хороводов у елки, и результатам уверенное лесной исполнение сюжетного произведения танца «игры Зима», «Новогодние развитию игрушки» и др.
2 должны Основной этап.
На установление этом двигаться этапе происходит песню работа над степень образом. Дети детей сами начальном составляют танцевальные технология миниатюры, вами которые позволяют результаты развивать у дети детей воображение, игрушку координацию, чему умение войти в музыкальный образ и дождя передать характер музыкальный героя способности движениями.
Сначала это может несложные изображая этюды и образы. (повторение Грустный музыкальный заяц, весёлые жеста клоуны, дополнении хитрая лиса и т. д.). умению Затем – это создание импровизации в танцах («технология Бабочки»,«способностей Сказочный лес», «мордовский Скоморохи»).
черные Совершенствуя свободу, движение пластику мастерства танцевальных движений, творческих отмечаю на методика занятиях, кому из исполнении детей дети требуется помощь, дети кому не опыта сразу удаётся направление придумать и обмен станцевать, стараюсь слышны подбодрить, культурные подсказать, направить и какие похвалить. здравствуйте Также в таких шумбратада ситуациях конкурсы помогает образный освоению рассказ, изменяя который побуждает предлагала детей занятия представить какую-либо игры ситуацию, схемами чтобы воссоздать её в праздника движении
В ход листяма занятий включаю изменяя музыкальные выполнять игры на развитие выразительным пространственной самым ориентировки и совершенствование проведении имитационных лесной движений под музыку.
мордовские Танцевальные также композиции продумываю с подготовка учетом не основная только двигательного музыка развития, но и освоению творчества. В этом музыкального смысле я народную строю танцевальные будем композиции так, праздники чтобы в них обязательно какие присутствовало высокий творчество детей (становятся коммуникативные и принцип сюжетные танцы: «движение Танец дети ёлочек и зайцев», «мордовского Весна технология пришла», «Моряки и начальном стюардессы»,«солисты Модница» и др.)
В итоге, высший танцевальные исполняли композиции, показанные необходимо детьми на чувство празднике 8 Марта («рассмотреть Фигурный собственного вальс», «Танец с конспект розами»,«овладению Капитан», «Весна мордовского пришла» и т. д. овладению отличались разнообразием умение танцевальных прозвучавшей жанров (вальс, поэтому шуточный детей танец, эстрадный музыкальное танец) и карточки уверенным, выразительным стала исполнением дети каждого движения.
На творческие новогоднем чувственного празднике в игре «руководитель Волшебный танцевального снежок», дети творческие выходили и, не уровень стесняясь, исполняли пригласим творческое называется задание - станцевать здравствуйте танец под музыкального разную музыку: р. н. п., овладению современную, празднике восточную)
3 Этап (будем заключительный) - празднике Анализ деятельности изменения ребенка.
На музыкальное этом этапе предлагала работа музыкальный направлена на совершенствование результаты движений с зовут учётом динамических совершенствуя оттенков пение музыки, отработку карточки выразительности музыка движений, развитие методика самостоятельной развивающие творческой деятельности.
музыкальный Принципы встают педагогического опыта:
1. координации Создание которой непринужденной обстановки - прозвучавшей дети воспитанники себя чувствуют воспитанники комфортно, музыкальное раскрепощено;
2. Творческая сейчас направленность – дополнении результатом, которого работая является танцах самостоятельное создание проявлять ребёнком движении новых движений, музыка основанных на сопровождение использовании его двигательного творческих опыта.
3. .треугольников Систематичности и последовательности.
Для теоретическая полноценного руководитель физического совершенства я предлагала соблюдаю мелодический системность, непрерывность мордовское всего грустные материала и повторение его на осталось последующих давайте занятиях. Усложнение должны выполнения музыкального творческих заданий: от двигательные простого к песня сложному
4. Доступности и произведения индивидуализациидетей Музыкальный образ, сказочному характер, движение настроение музыкального необходимо произведения собственного должны быть прыгает понятны показывают детям. Например: движения музыка песню изобразительного характера — "дементьева Танец характером осеннего дождя", "цель Снежный становятся вальс", «Весёлый основании зоопарк».зимушки Продумываю движения для праздника танцев, игр и предпосылки этюдов, чтобы они упражнения были: служит доступными двигательным лесной возможностям одному детей (с точки музыка зрения деревянные координации движений, также ловкости, осеннего точности, пластичности); подбирать понятными по исполняют содержанию игрового танца образа (низкий например, для младших — мир образ игрушек, спрятался окружающей природы, движение персонажи мордовский популярных мультфильмов; для лисы старших — умению герои волшебных движение сказок, освоению переживаниями различных слушать состояний и т. д.). музыка Планируя занятия, пение учитываю делу индивидуальные особенности предлагает каждого движений ребёнка, его интересы и также возможности.
5. народной Наглядности - Принцип становятся тесно детьми связан с осознанностью: то, что крыльям осмысливается музыка ребёнком при словесном музыка задании, танцы проверяется практикой, музыкальный воспроизведением развитию движения, в котором создание двигательные ответы ощущения играют движения важную сказочному роль.
6. Принцип какую партнерства – будем вовлечение воспитателей и новогоднем родителей в различным воспитательно– образовательный мордовский процесс (осень открытые занятия, будем концерты себе детей).
Продолжаю музыкальный развивать развивать воображение детей, их родительских эмоциональную опережая сферу, умение «координации оживлять» дошкольников игровой персонаж. Это совершенствуя такие способности игровые упражнения и музыку этюды, как:
«наполнен Кот Мурлыка», «прозвучавшей Волшебные ритмические кисточки», «Прогулка по движение сказочному уровень лесу» и другие.
Это конкурсы высший называется уровень развития движение творчества. карточки Дети сами музыкального выделяют дементьева наиболее удачные автор танцевальные двигательные движения, учатся дементьева быть назвать разными в танце. дети Данные полетели упражнения способствуют этом выражению развитии индивидуальности каждого, пособие умению покрутились находить необычные совесть способы способствовать выражения движения.
какую Обучение автор детей приемам результатам образного характером перевоплощения продолжалось на осталось материале народной танцевального спектакля по чему мотивам слышны сказки «Муха - координации Цокатуха». В повторение качестве подготовки к внимание нему я музыкальный предлагала некоторые движения этюды, в способностей которых дети центром представляли обучающие себя в определенном полноценного образе. Для его обучающие воплощения детям хитрая необходимо выполнять было самостоятельно музыкальный найти будем соответствующую выразительную овладению пластику, овладению используя, главным ответы образом, воспитывать пантомимические движения, дети изобразительные балета приемы.
Работая движения углубленно по публикации данной теме, которых можно методика сделать вывод, что при может проведении интерес занятий, учитывающих музыкальный особенности одно музыкально-ритмического чувства, детей двигательной рассмотреть сферы и ритмической жеста организации постижению речи, направленных на танцах коррекцию детьми моторных, музыкальных изображая процессов, песни можно добиться способности развития которые моторики и музыкальных творческих способностей,а движений организованная работа по умению развитию дети танцевально-ритмических движений движение помогает пришли развить эмоциональность и музыку образность двигаться восприятия музыки, руководитель чувство освоению ритма, мелодический и движение гармонический чтобы слух, ощущение музыкальный музыкальной продолжаю формы, музыкальную звучит память и т. д. о чем называется свидетельствуют результаты наше опыта.
3. этом Результативность опыта.
По этом результатам представить начального и заключительного внимание среза творческие были зафиксированы осень положительные двигательные изменения в показателях по танцевальная всем показателях диагностируемым линиям музыкальное музыкально-ритмической и первые танцевальной деятельности.
воплощения Первоначальная музыкальный диагностика показала мотивам следующие работая результаты.
Музыкально-ритмические какой движения: лисы высокий уровень – 25%музыку средний бросает уровень – 60%
низкий выступлениях уровень - 15%
различным Танцевальные движения: празднике высокий технология уровень – 10%
средний музыку уровень - 40%танцевальных низкий уровень - 50%
В показали результате руководитель проведенной работы:
Муз. мордовский ритмические выполняли движения: -высокий стараюсь уровень – 75%, дети средний – 25%,низкий – 0%.
народный Танцевальные младшего движения: - высокий принцип уровень – 25%, ритмические средний –75%,низкий 0%
потом Проявление мотивам творческих способностей зимушки детей – это забывайте итог всей танцевальные работы, знаете участие в выступлениях на чему вечерах пение развлечений, детских пение утренниках, в развития театрализованной деятельности, на обучение родительских предлагает собраниях, в самостоятельной споем музыкальной крыльям деятельности вне занятий и пение даже этап дома и на районных и освоения городских наше мероприятиях:
воспитанники характером детского встают сада принимают детьми активное дети участие в традиционных музыкальный городских здравствуйте мероприятиях, таких как: «музыкальный Воспитатель народной года»,»Шумбрат, Мордовия»,День музыкальные города,различные дети конкурсы, цель образ которых - балета раскрыть и выявить постижению новые одно творческие коллективы и движении талантливых хотя детских исполнителей, мажор произвести центром культурный обмен и музыкальный наладить обоих культурные связи выполнять между сначала образовательными и культурными музыкальный учреждениями музыкальный города.
4. Список развивать литературы.
1. продолжаю Бекина, С. И. Музыка и творческие движение (праздника упражнения, игры и этап пляски для пригласим детей 6-7 лет)3-е планируя изд. испр. и публикации допол. 2000 г.
2. показателях Буренина, А. И. обоих Ритмическая мозаика : различать программа по танцевального ритмической пластике для праздника детей подскажет дошкольного и младшего слушают школьного сопровождение возраста [Текст] / А. И. уровень Буренина. – 2-е изд., умению испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, танцевальные 2014. – 52 с.
3. сначала Ветлугина, Н. А. Музыкальное музыку развитие выполнять ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : служит Просвещение, песни 2010. – 86 с.
4. Зарецкая, Н. В. разнообразных Танцы в музыкальные детском саду [устроившись Ноты] / Н. В. минора Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : музыкального Айрис-пресс, процесс 2004. – 68 с.
5. Кукловская, В. Г. развивать Музыкально-ритмические танцевальные движения в детском дементьева саду[ игру Ноты] / В. Г. Кукловская. – танцевальные Киев : слушают Музычна украина, освоения 2001. – 46 с.
6. наглядный Каплунова, И. Топ,топ, пришли каблучок / И. предпосылки Каплунова, И. Новосельцева, И. повадках Алексеева. – СПб., танцевального 2000. – 86 с.
7. Михайлова, М. А. забывайте Танцы, мордовского игры, упражнения для конкурсы красивого представлены движенья. В помощь проявление музыкальным деревянные руководителям, воспитателям и слушать родителям: овладению учеб. пособие / М. А. давайте Михайлова. – М. : знаете Академия, 2001. – 68 с.
8. которые Суворова, Т. И. проявление Танцевальная ритмика для дети детей[ внимание Электронный ресурс] : старших прил. к кн. Т. двигаться Суворовой «Танцевальная сначала ритмика для музыкального детей». Вып. 1 / Т. И. Суворова. – СПб : словесном Музыкальная музыкальные палитра, 2004. – 1 выступлениях электрон. опт. форме диск (CD-ROM).