Ольга Зайцева
НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Моя семья» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Моя семья» для детей средней группы
Цель: Формировать представление о семье и её составе.
Программные задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о семье, как о людях, которые живут вместе;
- закреплять знания детей о своей семье : умение называть имена членов семьи, фамилию, профессию родителей;
- закрепить умения определять наименование родственных отношений между ближними членами семьи;
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме „Моя семья“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
-учить отвечать на вопросы полными предложениями;
-учить детей пользоваться нетрадиционным способом рисования – ладошкой.
Развивающие:
- развивать умение составлять короткие описательные рассказы о своей семье используя фотографии членов семьи;
- совершенствовать навыки связного высказывания, навыки связной речи;
- обогащать словарный запас детей;
--развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции.
Воспитательные:
- воспитывать любовь, уважение, чувство гордости за свою семью;
- воспитывать любовь и уважение к членам семьи средствами художественной литературы;
- воспитывать желание радовать своих родных результатами своего труда.
Материал и оборудование: семейные фотографии, ватман с изображением круга для солнца, краска жёлтого цвета, влажные салфетки, корзинка
Задачи:
• закрепить знания детей о семье. Вызывать у ребёнка чувство радости и гордости за свою семью, воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи;
• формировать навыки составления небольших рассказов о своей семье, отвечать на вопросы, образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;
• активизировать словарный запас детей по теме «Семья»;
• развивать у детей фонематический слух, умение эмоционально и выразительно читать речевые игры, регулировать силу, интонацию голоса.
Оборудование:
Предварительная работа:
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
На ковре дидактическая игра с мячом «Какая она моя мама?» (моя мама - Активная, Артистичная, Ароматная, Аппетитная, Аккуратная, Авторитетная, Ангел.
Бодрая, Блистательная, Балующая, Беспокойная, Будоражащая, Бывалая, Будущая, Бесценная, Благословенная, Бабушка.
Важная, Великолепная, Волшебная, Вежливая, Великодушная, Веселая, Властная, Внимательная, Волевая, Выносливая, Восторженная, Вспыльчивая, Величественная, Видная, Высокая, Верящая, Воодушевляющая, Воспитывающая.
Главная, Гибкая, Грациозная, Громкая, Голосистая, Говорливая, Горячая, Гениальная, Героиня.
Добрая, Домашняя, Душевная, Деликатная, Добродушная, Дорогая, Доверчивая, Деловая, Динамичная, Дивная, Дальновидная, Друг, Доктор.
Единственная, Естественная.
Женственная, Жизнерадостная, Живая, Желанная, Живописная.
Забавная, Заводная, Загадочная, Заботливая, Золотая, Занятая, Замечательная, Земная, Звезда!
Исцеляющая, Интеллигентная, Интеллектуальная, Искренняя, Изысканная, Изобретательная, Идеальная, Ироничная, Импульсивная, Инициативная, Играющая.
Крутая, Классная, Кипучая, Красноречивая, Креативная, Красивая, Кулинар, Кормилица, Красавица!
Любимая, Любящая, Лучшая, Ласковая, Лучезарная, Любезная, Любознательная, Любопытная, Ладная.
Милая, Молодая, Медовая, Магическая, Мудрая, Музыкальная, Модная, МАМА, Мамочка, Матушка.
Настоящая, Неотразимая, Незаменимая, Нужная, Необходимая, Неподражаемая, Надежная, Необыкновенная, Нежная, Неповторимая.
Очаровательная, Обожаемая, Обаятельная, Остроумная, Обалденная, Отзывчивая, Ошеломительная, Отважная, Окрыляющая, Обворожительная, Озорная Оптимистка!
Прекрасная, Притягательная, Прикольная, Первоклассная, Понимающая, Поющая, Простая, Потрясная, Проницательная, Пригожая.
Самая-Самая, Светлая, Сияющая, Созидающая, Стильная, Сексуальная, Стройная, Славная, Скромная, Сердечная, Сногсшибательная, Суеверная, Симпатичная, Сообразительная, Сверкающая, Смешная, Сладкая, Сказочная, Совершенная, Серьезная, Спокойная, Спасительница, Солнышко, Супермама!
Родная, Романтичная, Ранимая, Роскошная, Радостная, Решительная, Руководящая, Радушная, Разговорчивая.
Талантливая, Тактичная, Творческая, Таинственная, Требовательная, Трепетная, Трогательная, Танцующая.
Успешная, Удачливая, Умная, Умелая, Удивительная, Уютная, Уникальная, Упрямая, Улыбающаяся.
Фантастическая, Фееричная, Фаворитка и Фантазерка.
Художественная.
Ценная, Целеустремленная, Царственная.
Чистая, Чудная, Честолюбивая, Чуткая, Честная, Чарующая, Чудесница.
Шикарная, Шутливая.
Щедрая.
Экономная, Элегантная, Эффектная, Энергичная, Эмоциональная, Экстремальная.
Юная, Юморная.
Яркая)
Входит Незнайка, плачет: «Ничего я не знаю».
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пришёл (Ответы детей)
А почему ты плачешь?
Незнайка: Все просят рассказать про свою семью, а я не знаю что это такое.
Воспитатель: Не плачь, Незнайка! Ребята, поможем Незнайка? (Ответы детей.) Мы тебе расскажем о семье и покажем. Присаживайся. (Дети садятся на ковер.)
Воспитатель: Отгадайте – ка загадку:
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит? (Мама)
Или
Кто вас детки крепко любит,
Кто вас нежно приголубит?
(Ответы детей. Портрет мамы.)
Воспитатель: Молодцы. Конечно же, это мама. Как можно ласково назвать маму? (Ответы детей : мамочка, мамуля.)
Воспитатель: Кто расскажет о своей маме? (Рассказы 1-2 детей.)
Мою маму зовут…У нее глаза… (цвета). Мама носит короткую - длинную (стрижку). Моя мама работает. Мама любит готовить…В свободное время мама любит (играть со мной, гулять, читать мне сказки, отдыхать)
Воспитатель: А эта загадка о ком?
Он всегда весёлый
Увлекается футболом,
Ходим на рыбалку вместе
Кто же это?
(Ответы детей, Портрет папы.)
Как ласково называем папу? (Ответы детей : папочка, папулечка.)
Воспитатель: Кто расскажет о своём папе? (Рассказы 1-2 детей.)
(умный, честный, откровенный, искренний, уверенный в себе, решительный, целеустремлённый,собранный, смелый, храбрый, уравновешенный, спокойный, хладнокровный, добрый, отходчивый, щедрый, великодушный, изобретательный,здравомыслящий, уступчивый, сговорчивый,трудолюбивый, кроткий, мягкий, бескорыстный, вежливый, сочувствующий, милосердный, жизнерадостный, остроумный, бодрый, серьёзный;)
Динамическая пауза:
Русская народная игра «У Маланьи…»
У Маланьи у старушки (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показать избушку.)
Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами (Показать длинный нос пальцами.)
Вот с такими усами, (Очертить пальцами длинные “гусарские” усы.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели, (Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)
На Маланью все глядели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия.)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот у нас уже мама, папа, а кто ещё есть у тебя, Вика, Алёша? (Ответ детей – брат, Портрет брата.)
Даня, Даша, Тима, а у вас? (Ответ детей – сестра.)
(Портрет сестры. Рассказы 1-2 детей о брате, сестре.)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, кто уже у нас есть? (Ответы детей : мама, папа, брат, сестра.)
Воспитатель: Давайте спросим у своих ладошек, где они были?
Игра:
-Ладушки, ладушки
Где были?
-У бабушки.
-Что ели?
-Кашку.
-Что пили?
-Простоквашку. (Хлопаем в ладоши на ударные слоги)
-Простоквашка вкусненька.
Каша сладенька. (Гладим рукой живот.)
Бабушка добренька. (Гладим рукой голову.)
Попили, поели! (Гладим рукой живот.)
Домой полетели! (Машем руками, как крыльями.)
На головку сели. (Кладем руки на голову)
Ладушки запели.
Или
Мастерица на все руки,
Её любят дети, внуки.
Всем она помочь успеет,
Всех поймёт и пожалеет!
(бабушка)
(Портрет бабушки.)
Воспитатель: Как ласково назовём бабушку? (Ответы детей : бабулечка.)
Воспитатель: У кого есть бабушка? Какая она? (Рассказы 1-2 детей.)
Воспитатель: Молодцы!
Он научит нас пилить,
И игрушки мастерить,
Раньше, не жалея сил
Папу нашего учил.
Кто он — это не секрет
Самый лучший в мире. (дед)
(Портрет деда.)
Как лаково зовём дедушку? (Ответы детей : дедулечка.)
У кого есть дедушка? (Рассказы 1-2 детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите, чьи портреты у нас?
(Ответы детей : мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры.)
А одним словом? (Ответы детей : Семья)
Правильно, ребята! Семья – самые близкие люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Физкультминутка «Кто живет у нас в квартире?».
1, 2, 3, 4, (хлопки)
Кто живет у нас в квартире? (шагают на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (прыжки)
Всех могу пересчитать (шагают)
Папа, мама, брат, сестра (хлопки)
Кошка Мурка, 2 котенка (наклоны вправо - влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты)
Вот и вся моя семья (хлопки).
Или
Физкультминутка.
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку утром делаем зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Но, а сам бегу трусцой и качаю головой.
Или
( Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте покажем Незнайке умелые пальчики. Незнайка, ты тоже проходи.
(Дети подходят к столам, на столах лежат на подносах вязанные «пальчики».)
Пальчиковый игротренинг:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну, а этот наш малыш –
А зовут его крепыш.
Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я – вот и вся моя семья)
Или
Физкульт. минутка «Кто приехал?»
(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
-Кто приехал?- большими пальцами
-Мы, мы, мы-4-мя пальцами, кроме больших
-Мама, мама, это ты?-большими пальцами
-Да, да, да-указательными пальцами
Папа, папа, это ты?-большими пальцами
Да, да, да-средними пальцами
-Братец, братец, это ты?-большими пальцами
-Да, да, да-безымянными пальцами
-Ах, сестричка, это ты?-большими пальцами
-Да, да, да-мизинцами
-Все мы вместе, да, да, да-всеми пальцами
Незнайка: А теперь я знаю, знаю!
Дедушка, бабушка, папочка, мамочка, я – мы живём вместе, любим друг друга, заботимся друг о друге – это и есть Семья! Правильно, ребята! (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, нарисуем семью и покажем Незнайке? Но у нас нет ни кисточек, ни красок, ни карандашей, ни бумаги. Но у нас есть мягкий конструктор и умелые пальчики, которые умеют всё делать (на столах лежат на каждого ребёнка дидактическая игра «Лица людей»).
А из этого можно сделать портрет семьи? (Ответы детей.)
(Дети выполняют работу. К каждому подхожу: «Кто у тебя на портрете?» готовые работы вешаем на ковролин. Дети вешают и объясняют кто это.)
Незнайка: Можно я! Я скажу: «Папочка, мамочка, дедушка, бабушка, я – вот и вся моя Семья!»
Воспитатель: Правильно сказал Пятачок? (Ответы детей.)
Незнайка: Ой, побегу, расскажу своему другу Пончику о семье. До свидания, до свидания.
(Незнайка теряет картинки, на которых изображены предметы, в названиях которых есть звук «м». Проводится дидактическая игра «Назови и покажи».)
Воспитатель: Ребята, как хорошо, что у каждого из вас есть семья. Самое главное это дружная семья, все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Итог. У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого – то меньше. Но в каждой семьевас любят и о вас заботятся. Вы - самые счастливые дети на свете.
Звучит музыка.