Надежда Ивановна Базуева
Конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4–5 лет) «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать и обобщить знания о признаках осени
Задачи:
- учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц;
- развивать речь, познавательную активность;
- воспитывать любовь к окружающей природе.
Демонстрационный материал: картинки с изображением осени, муляжи овощей и фруктов, корзина, ваза, картинки зверей, птиц.
Методические приемы: рассматривание иллюстраций и беседа по ним, беседа - диалог, игровая ситуация, продуктивная деятельность, физкультминутка «Осень», анализ работ.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку:
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4–5 лет) „Золотая осень“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
- Правильно осень (рассматриваем картину «Осень»)
- Расскажите, пожалуйста, мне о приметах осени.
(День стал короче, на улице стало прохладно, деревья скинули листву, птицы улетают в теплые края и т. д.)
- Что делают люди в садах и огородах? (собирают урожай)
Игра «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знание овощей и фруктов.
(Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)
- Молодцы с этим заданием справились.
Беседа о названиях месяцев.
- Давайте вспомним и назовем осенние месяцы.
- А можете показать на картинках, где какой месяц изображен? (Один, два ребенка выходят и показывают)
- Первый осенний месяц – сентябрь. Это начало осени. В это время выдаются теплые, солнечные деньки. Небо – голубое, а воздух чистый и прозрачный. Такие дни называют «бабье лето».
Бабье лето недолго длится, за сентябрем приходит второй месяц осени – октябрь.
В это время дни становятся короче, солнце поднимается не так высоко в небе, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветра. Часто идут дожди, но не теплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками. «Осень идет – дождь за собой ведет» - так говорится в народной пословице. Трава и цветы вянут, листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.
Третий месяц осени – ноябрь. Это поздняя осень. В это время бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится иней. Деревья сбрасывают последнюю листву. Выпадает первый снег.
Перелетные и зимующие птицы
- А как мы называем птиц, которые улетают осенью в теплые края? (Ответы) Правильно. Это перелетные птицы. А каких перелетных птиц вы знаете?
- А как мы называем птиц, которые с нами зимуют? (зимующие) А каких зимующих птиц вы знаете?
Давайте поиграем.
На столе расположены картины птиц: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.
Дикие животные
- Ребята, а как зимуют дикие животные в лесу? (Медведь, ежик впадают в спячку; заяц и белка меняют шубку)
Дидактическая игра «Чей хвост»
Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.)
Грибы
- Ребята, к нам в гости пришел Ежик. Он очень расстроен. Что случилось Ежик?
-Моя мама, отправила меня собирать грибы, что бы сделать запасы на зиму. Но я не знаю, какие грибы можно собирать, а какие – нет.
-Ребята, давайте поможем Ежику узнать какие грибы можно собирать в лесу? (рассматривание картинок с изображением грибов)
- Какие грибы бывают? Почему их так называют? (съедобные, несъедобные)
- А давайте мы с вами для Ежика из пластилина слепим съедобные грибочки. Слепим? (дети самостоятельно лепят грибы).
- Вот как белочка обрадовалась нашим грибочкам!
Физкультминутка «Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл (положить правую ладонь на левую).
Воспитатель:
- О чем мы сегодня с вами говорили? Какие бывают грибы?
- Каких перелетных, зимующих птиц вы знаете?
- Расскажите, пожалуйста, мне о приметах осени.
Литература:
1. «Ребенок познает мир», Т. В, Смирнова, Волгоград, 2008г.
2. Ребенок и окружающий мир (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет, О. В. Дыбина – Москва, «Мозаика Синтез», 2006г.
3. http://dohcolonoc.ru/conspect/7980-konspekt-nod-pereletnye-i-zimuyushchie-ptitsy.html
4. http://detskiy-saytik.ru/vremena-goda-dlya-detey/osen/stihi-pro-sentyabr-oktyabr-noyabr.html