Степанова Ксения Владимировна
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Продолжать знакомить детей с органами чувств человека.
Материал. Карточки со схематичным изображением органов чувств. Непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра апельсина, чеснок и др.) и вкусами (конфета, хлеб, лимон и др.). Аудиозаписи различных звуков (шум моря, скрип дверей, лай собаки и т. п.).
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром „Органы чувств“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
«Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, наждачная бумага, резиновый мяч).
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим про органы чувств человека. Сколько их и как они называются?
Дети. У человека пять органов чувств : уши, глаза, нос, язык, кожа.
Воспитатель. Отгадайте, о чем идет речь.
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Выставляет на мольберт карточку с изображением носа.
Воспитатель. Нос – это орган чувства, а как называется само чувство?
Дети. Обоняние.
Воспитатель. Зачем человеку обоняние и как оно помогает нам в жизни?
Дети. С его помощью различают запахи.
Воспитатель. Проведем эксперимент ; проверим, сможете ли определить по запаху, что находится в этих баночках.
Пять – шесть детей с закрытыми глазами поочередно определяют содержимое той или иной емкости.
Воспитатель. Какие бывают запахи?
Дети. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т. п.
Воспитатель. Может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорело. Если продукты плохо пахнут – они испортились и их нельзя есть.
Воспитатель. Молодцы! Ваши органы обоняния вас не подвели. Как называется ощущение, воспринимать которое человек может языком?
Выставляет на мольберт карточку с изображением языка.
Дети. Язык помогает ощутить вкус пищи.
Воспитатель. Различают сладкий, кислый, соленый и горький вкус. Вкусовые ощущения и пристрастия у всех людей разные: одним нравится вкус банана, а другим – яблока. Некоторые любят кислое, другие – соленое.
Но не все стоит пробовать на вкус. Гуляя в лесу, например, можно ли пробовать грибы или незнакомые ягоды? (ответы детей).
Скажите, что еще нельзя пробовать на вкус?
Дети. Нельзя без разрешения взрослых пробовать лекарства и незнакомые продукты.
Воспитатель. К сожалению, некоторые продукты питания, вкус которых нам нравится, приносят нашему организму не пользу, а вред. Послушайте шуточную рекламу, и вы сами все поймете.
1-й ребенок.
Желтая фанта – напиток для франта.
2-й ребенок.
Будешь фанту пить, смотри –
Растворишься изнутри!
1-й ребенок.
В мире лучшая награда –
Это плитка шоколада!
2-й ребенок.
Пусть запомнят стар и млад –
Зубы портит шоколад!
Воспитатель. Давайте поиграем. Определите на вкус, что за пищу вы пробуете?
Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, описывают свои вкусовые ощущения, например: «Это – лимон. Он кислый».
Воспитатель. И снова из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Отгадайте загадку и скажите, для чего человеку необходим этот орган.
Два братца через дорогу живут, о друг друга не видят. (глаза).
Выставляет на мольберт изображение глаза.
Воспитатель. Глаза помогают нам видеть. Эта способность называется зрением. С его помощью человек воспринимает окружающий мир.
Есть такая поговорка: «Глаза – зеркало души». Так говорят не случайно: если заглянуть в глаза человеку, можно многое узнать о его характере и настроении. Например, глаза могут быть веселыми, внимательными… Какими еще?
Дети. Умными, любопытными, добрыми, задумчивыми, грустными, печальными и т. п.
Воспитатель. Вы подобрали замечательные слова! Молодцы!
А теперь закройте глаза, положите руки на колени ладонями вверх. Будьте внимательны. Тот, к чьим пальцам я прикоснусь, скажет, какие звуки он слышит.
Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. Ребенок, чьей руки коснулся педагог, называет услышанный звук.
Воспитатель. Что вы чувствовали, ощущали и какими органами чувств при этом пользовались?
Дети. Это слух и осязание! Звуки мы слышали ушами. Прикосновение ощущали руками.
Воспитатель. (выставляет на мольберт изображения уха и руки). Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью «волшебного мешочка». По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание.) Что еще мы можем почувствовать с помощью осязания?
Дети. Если мы возьмем в руки чашку с чаем, то почувствуем, что он горячий. Прикасаясь к кончику иголки, почувствуем, что она острая. Если мы промокли под дождем, почувствуем, что наша одежда стала влажной. Гладя кошку, ощущаем, какая она пушистая и теплая. Проводя рукой по наждачной бумаге, чувствуем, что она шершавая. И т. д.
Воспитатель.
Одна дана нам голова,
А глаза два, и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука, -
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
(С. Маршак.)
Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними.