Лапшина Мария
Конспект НОД по валеологии в старшей группе «Верные помощники — органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.
Задачи: побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным строением, функциями, значением органов чувств; развивать зрительное, музыкально – слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление; учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования; развивать активную речь детей; воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем организме.
Публикация «Конспект НОД по валеологии в старшей группе „Верные помощники — органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка».
Материалы и пособия: слайды с изображением органов чувств, компьютер для их воспроизведения; баночки с запахами лимона, чеснока, свежего огурца, кофе, колбасы; колокольчик, деревянные ложки, металлофон, барабан для слухового восприятия; овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус»; предметы для определения на ощупь.
Предварительная работа: ознакомительные нод по органам чувств; рассматривание анатомического атласа; знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств. Ход: Дети, сегодня мы отправимся в лабораторию по изучению органов чувств. Посмотрите, как много гостей ученых ожидает нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. А узнать о наших помощниках, наших органах чувств поможет загадка : «Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят» (глаза). Как по – другому можно назвать их? (органы зрения). Дети, а для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов). Давайте посмотрим как устроены глаза (рассматривание слайдов) № 1
А как нужно беречь глаза? (ответы детей). Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (нужно делать гимнастику для глаз). Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька».
«Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает глазное напряжение).
Во вторник часики-глаза
Отводят взгляд туда –сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не встанут никогда.
(посмотреть влево, посмотреть вправо, голова неподвижна, упражнение снимает глазное напряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Плотно глазки закрываем,
Жмуримся и открываем-
Так игру мы продолжаем.
(плотно закрыть глаза, досчитать до 5 и широко открыть глаза; упражнение снимает глазное напряжение)
А в четверг мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали-
Глазки рассмотреть должны.
(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку; упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию).
В пятницу мы не зевали,
Глаза по кругу побежали,
Остановка! Им опять
В другую сторону бежать.
(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение совершенствует сложные движения глаз).
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует сложные движения глаз).
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Свежим воздухом дышать.
(закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев; упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
А теперь отгадайте следующую загадку:
«Слышат все они вокруг
Кто есть враг, а кто есть друг!
Люди носят в них сережки.
У коровок рядом рожки.
На макушке у зверушки
И зовут сестричек – «ушки».
А какой это орган? (орган слуха).
Для чего нужны уши? (слышать звуки).
Как устроены уши? (рассматривание слайдов) № 2
Как нужно беречь уши? (ответы детей)
Дети, а какие бывают звуки? (тихие,громкие, короткие, длинные, музыкальные и т. д.)
Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши?
Игра «угадай, какой звук», игра «Угадай, кто зовет».
А вот и следующий наш помощник.
Слушайте загадку:
«Вот гора, а у горы
Две глубокие норы
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит» (нос)
Какой это орган? (орган обоняния)
Какую работу выполняет нос? (узнает запахи, помогает дышать).
Как устроен нос7 (рассматривание слайдов). № 3
Как надо беречь нос? (ответы детей).
Какие бывают запахи? (приятные, неприятные, ароматные, вредные).
Игра «Угадай запах»
Физкультминутка «Зверобика»
А теперь угадайте четвертый орган чувств.
«мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это – «кожа».
Как иначе называют этот орган? (орган осязания).
Для чего нужна кожа? (защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Как же устроена кожа? (рассматривание слайдов) № 4
Какую поверхность чувствует кожа?
Игра «Чудесный мешочек» (прочувствуй поверхность предметов руками)
Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхность предмета.
Вот последний орган чувств.
«Всегда во рту,
Да не проглотишь» (язык).
Какой это орган? (орган вкуса).
Какую работу выполняет язык? (помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
Как устроен язык? (рассматривание слайдов) № 5
А какой бывает вкус пищи? 9 сладкий, кислый, соленый, горький).
Дети, как нужно беречь язык7 (ответы детей).
Игра «Узнай продукт и вкус пищи»
А теперь попробуйте вспомнить и сказать поговорки и пословицы про органы чувств.
1) Глаза боятся, а руки делают.
2) Язык до Киева доведет.
3) Языком масла не собьешь.
4) В одно ухо влетело, в другое вылетело.
5) У страха глаза велики.
6) Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Мы сегодня много узнали о наших органах чувств (перечислить их). назовите правила сохранения здоровья (не простужаться, закаляться, быть чистым и аккуратным, беречь себя).
И теперь споем песенку про здоровый образ жизни.