Магомедалиева Муъминат Магомедалиевна
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Обобщить сенсорный опыт детей, совершенствовать восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомить с новыми способами обследования.
2. Уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы, тренировать способность приобретать знания путём экспериментирования.
3. Способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе „Органы чувств“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
4. Развивать разговорную речь, пополнять словарный запас словосочетаниями: «орган слуха», «орган зрения», «орган вкуса», «орган обоняния». Закрепить умения детей отгадывать загадки.
5. Расширять кругозор детей, воспитывать бережное, заботливое отношение к своему организму.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное, удивительное путешествие.
Дети идут за воспитателем.
Воспитатель: Мы подошли к полянке. Давайте осмотримся, что мы видим на полянке?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, здесь ещё и колобок! Он от бабушки ушёл, от дедушки ушёл. Его положили на оконце остудить, а он не вытерпел и спрыгнул с него. Ребята, обратите внимание, что колобок какой-то странный, чего не хватает у него?
Дети: У колобка нет ушей, глаз, языка.
Воспитатель: Чем вы видите?
Дети: Глазами.
Воспитатель: Глаза – это орган зрения. А чем вы слышите?
Дети: Ушами.
Воспитатель: Правильно, ухо – это орган слуха. А вот наш друг колобок не слышит и не видит этой красоты. У нас путешествие волшебное и я знаю, как ему помочь. Прямо на нашей полянке есть волшебная страна чувств, где мы сможем приобрести органы чувств для колобка. Итак, в путь!
-Первый на пути посёлок Зоркий. Попробуйте отгадать загадку.
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
Дети: Глаза.
Воспитатель: В этом посёлке живут люди, которые очень хорошо видят. Скажите, хорошо или плохо, когда человек не видит?
(Ответы детей).
Воспитатель: Почему плохо? (ответы детей). Конечно, лучше видеть, давайте поэкспериментируем. Что могут наши глаза?
Воспитатель: Посмотрите, кто стоит ближе: зайка или мишка?
Как определили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Значит, что могут определять глаза?
(Ответы детей).
Воспитатель: А теперь найдите и ответьте, где большой цветок, а где маленький. Что могут определять глаза? (Ответы детей).
(Воспитатель достаёт мешочек и платочек, чтобы завязать ребёнку глаза)
Воспитатель: Достаньте, пожалуйста, из мешочка зелёную капусту, красный помидор. Можно ли с завязанными глазами определить цвет (Ответы детей).
Воспитатель: Я думаю, что вы хорошо поработали и жители посёлка Зоркий приготовили для Колобка орган зрения - глаза. (Прикрепляют глаза к Колобку).
Воспитатель: А как нужно беречь глаза? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы глаза не уставали и не болели, сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз:
Белка дятла поджидала (глаза вправо и влево)
Гостя вкусно угощала:
-Ну-ка, дятел, посмотри, (глаза вверх и вниз)
Вот орехи: раз, два, три, (три раза зажмурить глаза).
Пообедал дятел с белкой (мигают)
И пошёл играть в горелки (закрыть глаза и погладить веки).
Воспитатель: Путешествуем дальше. А вот долина запахов. Какой орган чувств мы подключаем?
Дети: Нос.
Воспитатель: Нос - это орган обоняния, что может нос?
(Ответы детей).
Воспитатель: Можно дышать ртом, но это неудобно и вредно для здоровья. Стенки носа покрыты маленькими ресничками. Когда мы вдыхаем воздух, в нос попадают пылинки и прилипают к ресничкам, когда выдыхаем, пылинки вылетают наружу. И ещё, когда холодный воздух проходит по носу, он нагревается и попадает в организм тёплым. Конечно, нос нужен, чтобы чувствовать запахи. Если пахнет булочками, мы можем определить, где мы находимся?
Дети: Мы находимся в магазине, булочной, пекарне.
Воспитатель: А если пахнет лекарством, то где мы можем находиться?
Дети: В больнице, в аптеке.
Воспитатель: В долине Запахов жители вырастили волшебное дерево, где растут плоды с разными запахами. Если вы правильно определите запахи, то жители подарят Колобку нос.
Игра «Определи по запаху» (одному ребёнку завязывают глаза и он определяет, чем пахнут фрукты и овощи. Затем воспитатель предлагает зажать нос и попробовать вдохнуть запах ртом, получается).
Дети делают вывод, что ртом вдыхать запахи не получается, можно нюхать только носом.
(Приклеивают нос Колобку).
Воспитатель: Ребята, расскажите, как ухаживать за носом.
(Дети говорят, что нос любит чистоту и свежий воздух, нужно всегда иметь носовой платок и в нос ничего совать нельзя).
Воспитатель: Теперь отправимся в селение Слухачей. Отгадайте загадку:
Патя слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Пате…
Дети: Ушки.
Воспитатель: Как вы думаете, какой орган развит у этих жителей?
Дети: Уши.
Воспитатель: Уши – это орган слуха.
Закройте глаза (в это время воспитатель хлопает). Что вы услышали?
Дети: Хлопок.
Воспитатель: Уши помогают нам слышать звуки, сообщать, что происходит вокруг нас.
Проводится игра «Что услышал» (за ширмой воспитатель рвёт бумагу, переливает воду, стучит ложкой).
Воспитатель: Молодцы, вы угадали все звуки и за это жители деревни Слухачей подарят Колобку орган слуха - уши. (приклеить их колобку). А как же уберечь наши ушки? (ответы детей).
А я предлагаю вам сделать массаж ушей.
(Дети массируют уши).
Воспитатель: Теперь вам предстоит пройти море вкусов.
Для чего нам нужен язык? (ответы детей) Язык – это орган вкуса, который определяет разные предметы на вкус.
Игра «Определи на вкус» (дети с закрытыми глазами определяют вкус овощей).
Воспитатель: Вы хорошо прошли все испытания и Колобку вручили орган вкуса – язык.
Итак, ребята, вы убедились в том, как важны и действительно являются помощниками наши органы чувств. Колобок очень доволен, он мне шепчет, что в благодарность хочет с вами поиграть в игру.
Игра «Какой орган узнаёт об этом»
Яркий красный – глаза.
Ароматный запах – нос.
Сладкий мёд – язык.
Громко-тихо – уши.
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо закрепили, за что отвечает каждый орган. Что было легко, а что показалось для вас очень трудным? Что больше всего вам понравилось?