Елена Низова
НОД по основам безопасности жизнедеятельности в форме игры-эксперимента «Слушай во все уши»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: средняя
Задачи:
Образовательные:
• дать представления о появлении звука;
• расширять представления о значении органа слуха;
• уметь различать и уточнять, что все уши разные;
• знать правила ухода за ушами с помощью модели.
Развивающие:
• развивать умение различать силу, высоту, тембр звуков;
• развивать слуховое внимание, восприятие, мышление, воображение, познавательный интерес к органам слуха;
• активизировать словарь: звук, слух, глухие, колеблется, голосовые связки.
Воспитательные:
Публикация «НОД по основам безопасности жизнедеятельности в форме игры-эксперимента „Слушай во все уши“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Игры для детей
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Органы чувств человека и их назначение
- Уши, органы слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• воспитывать желание ухаживать за своими ушами соблюдая необходимые правила; пробудить в детях чувство сострадания к больным людям.
Средства: письмо, рисунок (уши слона, зайца, белки, медведя, человека, игрушка Ваня, за которого говорит педагог; трубочки из бумаги, модель «Правила ухода за ушами», музыкальные инструменты и озвученные игрушки (гитара, барабан, погремушка, бубен, деревянные ложки, колокольчик, неваляшка, резиновая игрушка с пищалкой, стул для Вани, настольная ширма, картинки (3 медведя, поднос для трубочек, книжка модели для Вани.
Способы: игровая проблемная ситуация, демонстрация наглядного материала, объяснение и показ, использование художественного слова, пример другого ребенка, экспериментирование и моделирование, игровые упражнения, деловая поддержка.
Предварительная работа: рассматривание картинок со зверями, иллюстраций из серии «Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши»; игры на музыкальных инструментах, разыгрывание сказки «Три медведя».
Действия педагога Действия детей
Вводная часть. Организационный момент, мотивация к деятельности.
Педагог:- Ребята, у нас новость. К нам пришло письмо. Хотите я вам его прочитаю? Тогда проходите на стульчики и усаживайтесь поудобнее.
-Ребята, а что это в письме? ( Предлагается рисунок: уши слона, зайца, белки, медведя, человека).
-Что нарисовано на картинках?
-Да, это уши, а какие они все разные! Какие уши у слона? Таким образом рассматривают все уши.
- А сейчас слушайте, я прочитаю вам письмо.
«Я спешу к вам в гости. Угадайте кто я? У меня не самые большие уши, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками.»
-Кто же это такой? О чьих ушах говорится в письме?
Кто же нам нам написал письмо?
-Да.
-Дети садятся.
-Картинки.
-Уши.
-Самые большие
- с кисточками у белки….и т. д.
-Это уши человека.
-Человек.
Основная часть.
- А вот и наш гость (входит Ваня).
-Ваня: - Здравствуйте, ребята! Я Ваня Заболейкин.
Педагог: Ваня, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые (обращает внимание на уши, мягкие. Ванечка, а что ты ими делаешь?
Ваня: - не знаю.
Педагог: - ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Садись, Ваня, сейчас дети тебе расскажут все про уши? –Ребята, что можно слышать ушами?
- А что такое звук? Это трудный вопрос. Хотите узнать? И Ванечка хочет узнать, что такое звук. Я постараюсь вам объяснить.
Давайте проведем опыт. Будьте внимательны. Слушайте и смотрите. (Педагог берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает и резко отпускает). –Что вы слышите?
- Да, струна дрожит и появляется звук. Когда струна останавливается, звук пропадает. –Дети, когда же появляется звук?
-Можно еще сказать, что струна колеблется. – Что струна делает?
- Когда звук прекращается?
Сейчас мы это проверим. Возьмите бумажные трубочки, поднесите их ко рту и протяжно произнесите звук «у». Что вы чувствуете?
- Бумажная трубочка дрожит и щекочет пальцы.
- Звук заставляет дрожать бумажную трубочку. Почувствовали?
- Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Приложите ладонь к горлу, а теперь давайте произнесем звук «А», потянем его (споем песенку). – Что вы почувствовали ладонями? (внутри горла что-то дрожит – это дрожат голосовые связки). Лиза, что дрожит?
-почему мы слышим звук?
- В сказке три медведя все разговаривали по-разному. Мы с вами тоже можем менять наш голос, сделать его тихим, громким, высоким, низким. Ребята, у меня есть карточки с медведями (папа, мама и маленький медвежонок Мишутка (показ карточек). Кто хочет говорить голосом медведей?
(Раздаю карточки). – только вы их не показывайте. Вы должны сказать голосом того, кто нарисован на картинке одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные ушки, ребята, услышат разницу и отгадают кто говорил.
- Вот, Ванечка, видишь какие чуткие уши у наших детей.
Ваня: Какие молодцы все ребята, все голоса угадали правильно.
- Да, ребята, молодцы! Понравилось вам играть? Давайте еще поиграем?
Игра называется «Сделай то, что я скажу». Ванечка, смотри за ребятами как они слышат слова воспитателя и выполняют движения.
Физкультминутка «Мы ногами топ-топ».
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик! Раз – вперед, два – назад, повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали, Ванькой - встанькой словно стали. Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. От разминки польза есть? Что ж пора на место сесть.
Молодцы, давайте еще поиграем в игру «Угадай по звуку».
- Ребята, у меня в коробке лежат музыкальные инструменты, сможете ли вы по звуку отгадать их? Я на них буду играть, а вы угадывать. Поиграем!
При загадывании нужно соблюдать тишину: внимательно слушать звучание предмета, иначе можно ошибиться).
За ширмой звучат музыкальные инструменты.
Перед последним звучанием (ложки) – спросить детей. Почему вы все правильно угадываете, ребята? Что вам помогает угадать?
-Дети, а вы знаете, что есть люди, которые больны, они не слышат – это глухие люди или слабослышащие. Давайте мы с вами попробуем услышать и угадать еще одно звучание музыкального инструмента, но вначале закроем уши ладонями.
- Что вы слышали? А почему вы ничего не услышали, или плохо слышали?
- Как называются люди, которые не слышат? – Да, очень неприятно и трудно жить без слуха, когда не слышишь вокруг себя никаких звуков. Ваня, что для человека большая ценность?
- Ребята, а это хорошо, что у на есть уши? Почему?
Ваня: А я иногда плачу и говорю, лучше бы не было у меня ушей.
Педагог: Ребята, как вы думаете, когда так Ваня говорит? Когда уши – это плохо?
- Ребята, давайте вспомним картинки о правилах ухода за ушами. – Ваня, сейчас дети тебе расскажут, какие правила нужно выполнять, чтобы уши не болели. Эти правила я вам нарисовала. Расскажите, что нужно делать, чтобы уберечь свои уши от болезни.
- Молодцы, ребята, мы повесим правила в группе, чтобы вы всегда помнили о них и подарим Ване книжку «Береги уши». Ваня будет знать, что нужно делать и чего делать нельзя, чтобы уши были здоровыми.
-Ушами можно услышать разные звуки (несколько детей повторяют).
-Да.
- звук.
(предлагается протянуть струну)
-Когда мы трогаем струну и она дрожит.
-дрожит, колеблется
- когда струна останавливается.
Дети берут трубочки и произносят звук.
Дети повторяют ответ за воспитателем.
- Да.
- Дети произносят.
Голосовые связки (повторяют).
- потому что у нас есть уши.
- Выходят трое детей.
- Дети сначала говорят голосом папы-медведя, затем мамы, маленького медвежонка. (Остальные дети отгадывают).
-Выполняют движения в соответствии с текстом.
- Да.
Дети определяют их по звучанию.
- Слух, уши, потому что мы можем слышать.
Дети закрывают уши.
-Ничего, – погремушка.
- Потому что уши у нас были закрыты.
- Глухие, слабослышащие (дети повторяют).
Слух. (повторяют).
- Потому что уши нам помогают слышать себя, друг друга, слушать музыку, различные звуки: мотор машины, шум моря, пение птиц…
-Ваня так говорит, когда у него уши болят.
Дети рассказывают, опираясь на модель «Правила ухода за ушами».
Заключительная часть (рефлексия)
- Вот, Ванечка, сколько много тебе дети рассказали про уши. Для чего они тебе нужны?
Ваня: уши мне нужны для того, чтобы слышать разные звуки и узнавать еще больше нового и интересного. Еще я узнал, как появляются звуки. Спасибо, вам, ребята.
- Ребята, а что вам понравилось делать сегодня больше всего?
- Ребята, а давайте оставим Ваню у нас в гостях! Мы сегодня пойдем гулять и его с собой возьмем. Молодцы, ребята, вы очень хорошо играли. Убирайте стульчики. Пойдемте играть с Ваней.
-Дети вспоминают самые интересные моменты деятельности и рассказывают всем.
-Дети соглашаются.