Получи документы

НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства воздуха»

Модестова Елена
НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства воздуха»

Конспект открытого занятия

по экспериментально-познавательной деятельности

в старшей группе «Волшебные свойства воздуха»

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, легче воды) и способами его обнаружения.

Публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Волшебные свойства воздуха“» размещена в разделах

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, о роли в жизни живых существ.

Материал: воздушные шары на каждого ребёнка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, пластмассовые стаканчики, мелкие камушки, наглядная прозрачная ёмкость с водой, 2 свечи, спички, 2 баночки с водой, 2 баночки с плотными крышками, технические средства обучения : компьютер, телевизор, слайды с изображением городов.

Предварительная работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Действующие лица: профессор — Знайка, клоун — Незнайка, дети.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Знайка: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся, меня зовут профессор Знайка. Сегодня у нас будет необычное занятие.

Помните, мы с вами говорили о живой и не живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе (люди, животные, растения?

А что относится к не живой природе (камни, вода, воздух, почва, звезды?

Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(Воздух)

Правильно, это воздух.

Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Незнайка: Ой, помогите, спасите, лечу!

Знайка: Кто это там кричит (открывает двери?

(В комнату на воздушных шариках залетает Незнайка).

Здравствуй, Незнайка! Как ты к нам попал?

Незнайка: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Знайка: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Незнайка: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Знайка: Погоди, Незнайка. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Незнайка: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Знайка: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы).

Посмотрите, какие красивые шары у Незнайки: красный, зелёный, синий…. — ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы детей).

Знайка: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Знайка: Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Дети: Воздух.

Незнайка: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу!

Знайка: А вы видите воздух? А почему, как вы думаете? (ответы детей)

Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

Знайка: Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

Незнайка: Я тоже знаю — нужно взять сачок и поймать его!

(берёт сачок и пытается ловить воздух)

ОПЫТ 1. «Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый»

Знайка: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

— Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы). Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Незнайка: Я уверен, что там ничего нет!

Знайка Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к Незнайке).

Незнайка: Я его не вижу, но чувствую.

Знайка: Молодец, Незнайка! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Чтобы его увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

— А давайте проверим!

ОПЫТ 2. «Воздух есть внутри нас»

Знайка: Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Незнайка: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Знайка: Я поняла, пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он не видимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

Незнайка: А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.

Знайка: Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?

Это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь — на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.

Физминутка «Дождик и солнышко»

Знайка: Ой, ребята совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).

Незнайка: Что это?

Знайка: Что это? (ответы).

— А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).

Незнайка: Да, я тоже видел во дворе, как дети камни в лужу бросают.

ОПЫТ 3. «Воздух легче воды»

Знайка: А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

— Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

Незнайка: Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)

Знайка: Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

Незнайка: Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)

Знайка: Почему вы так думаете? (ответы)

— А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

Незнайка: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).

Знайка: Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут.

Незнайка: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Знайка: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Посмотрите, в нашем сундучке есть волшебные баночки.

Незнайка: Да они же пустые!

ОПЫТ 4. «Воздух не имеет своего запаха, но умеет впитывать чужие запахи»

Знайка: Ребята, как вы думаете, они пустые? Что в них находится? Правильно, воздух. Понюхайте, чем пахнет? В первой баночке ничем не пахнет, а во второй —

Незнайка: Почему?

Знайка: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по – разному? (ответы).

Знайка: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Незнайка: А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

— Это получается, что я подышал грязным воздухом, и расчихался. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной?

Знайка : Ребята, давайте попробуем закрыть рот и зажать нос двумя пальцами и не дышать, как предлагает Незнайка.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха? Значит, воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Давайте проведем еще один опыт.

ОПЫТ 5. «Почему гаснет пламя?»

Возьмем 2 свечи, зажжем их. Одну из них накроем банкой и будем наблюдать, что происходит.

Почему свеча в банке погасла?

В банке закончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так же и мы не можем жить без кислорода в воздухе.

Скажите ребята, откуда берется кислород?

Незнайка: Значит, если бы не было растений, мы не могли бы дышать?

Знайка: Правильно, Незнайка!

Дети, какой можно сделать вывод?

Нужно сажать больше растений и не загрязнять воздух выхлопными газами. Нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха.

Знайка: Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы). Посмотрите на фотографии, и выберите, в каком городе каждый из вас хотел бы жить. Почему? (ответы).

Незнайка: Спасибо вам ребята за такое интересное занятие. Теперь я — умный Незнайка! А за то, что вы помогли мне столько узнать нового о воздухе, я дарю вам волшебные шарики.

Знайка: Приходи к нам обязательно еще.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Живая змейка» по теме «Свойства воздуха» в младшей группеОпытно-экспериментальная деятельность «Живая змейка» по теме «Свойства воздуха» в младшей группе Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как образуется ветер. (Ответы, предположения детей) Уточнение правил безопасности Во время занятия:.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» в группе раннего возрастаФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» в группе раннего возраста ФОТООТЧЕТ ОБ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ " СВОЙСТВА БУМАГИ " В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЦЕЛЬ: - Познакомить детей со свойствами.

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства воздуха»
Опубликовано: 17 мая 2024 в 21:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебные свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Модестова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД