Алена Маслова
НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Научная лаборатория по изучению песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: сформировать познавательные представления детей о песке и его свойствах.
Задачи:
-сформировать представления детей о песке, с особенностями его внешнего вида, состава, происхождения и функционального назначения;
-систематизировать представления детей о различных состояниях песка (сухой – влажный, его свойствах (сыпучий, непрозрачный, водопроницаемый);
Публикация «НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Научная лаборатория по изучению песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
-развивать умение проводить совместно с педагогом экспериментально – поисковые действия с песком, догадываться и находить варианты решений проблемных ситуаций, быть внимательными и наблюдательными;
-обогатить тактильно – кинестетический опыт детей, мелкую моторику рук;
-уточнить правила безопасного использования и хранения песка;
-воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение детей друг другу и бережное отношение к природным материалам.
Активизация словаря:
Сыпучий, тяжелее, легче, лаборатория, воздух, вода, пустой, лупа.
Материалы и оборудование:
Мешочек с песком, карточки – символы о свойствах песка, иллюстрации об использовании песка,, на каждого ребё нка: по 2 пластиковые тарелочки, стаканчик с водой, пластиковая ложка, ракушка, лупа, формочка, фартук, салфетки бумажные, поднос, оборудованием для экспериментирования с песком, весы. Технические средства: большой экран, мультимедиа, музыкальный центр.
Методы и приемы:
-Наглядные: использование мультимедиа, показ опытов и экспериментов, рассматривание различных видов песка.
-Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение малоактивных детей через рассуждение.
-Практические: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята у меня есть «Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: (сахар, мука, песок, соль, каша).
Загадка:
Из камней он появился, зернами на свет родился.
Желтый, красный, белый и немножко серый.
Я люблю из него лепить, а еще ножками по нему ходить…
Он речной и морской, замечательный такой!
Ответ детей: песок.
Воспитатель: - Да, песок – это такой природный материал. Его создала сама природа. Поэтому он образуется и находится всегда в природе. Мы можем увидеть его на улице, на нашем участке, на дороге, у моря, речки. Говорят, что песок – наш помощник, приносит пользу людям. Какую?
(Ответы детей.)
Педагог с помощью мультимедиа показывает соответствующие иллюстрации.
- Зимой в гололёд посыпают песком дорожки, чтобы не было скользко.
- На детской площадке дети играют в песочнице, строят из песка куличи.
- Песок добавляют в бетон, когда изготавливают бетонные плиты для строительства домов.
- Из песка строят дороги.
- Из песка делают песочные часы, которые используют в больнице.
- Песком можно потушить небольшой пожар.
Воспитатель. Я приглашаю вас в нашу песочную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети. Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель. Раз, два покружись и в исследовате6лей превратись.
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Каждый ученый прекрасно знает правила безопасного поведения во время экспериментирования. Давайте их вспомним.
Дети:
Каждый работает на своем рабочем месте, не толкаясь и не мешая другому;
После экспериментирования убирать все на место;
Работать аккуратно;
Если грязные руки, пользоваться салфеткой;
Не шуметь;
Не дотрагиваться до рта, глаз и лица.
Воспитатель. Посмотрите на свои столы. У вас оборудование. Все это пригодится нам в работе.
(Дети одевают фартуки и занимают места за экспериментальными столами.
У каждого ребё нка набор материалов для экспериментирования:
по 2 пластиковые тарелочки, стаканчик с сухим песком, стаканчик с водой, пластиковая ложка, ракушка, лупа, геометрическая формочка, весы.
1. Состав песка.
- Возьмите стаканчик с песком, насыпьте щепотку песка на белую тарелочку, рассмотрите его внимательно. Тетерь рассмотрите через лупу. Что вы увидели? Какого цвета песок? Из чего состоит песок? (Песок состоит из песчинок. Они разного размера и цвета, не прилипают друг другу, похожи на гору драгоценных камушков).
Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются знак: состоит из отдельных песчинок разного цвета.
2. Сухой песок. Сыпучесть.
- Наберите песок в ложку и посмотрите как он будет сыпаться. Почему песок сыпучий?
Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются знак: сухой песок сыпучий, потому что состоит из отдельных песчинок.
3. Непрозрачность песка.
- Спрячьте в песок ракушку. Что произошло? Почему не видно ракушку в песке? Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются знак: песок не прозрачный, спрятанные в него предметы не видны.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких. Поэтому в нашей лаборатории объявляется перерыв для отдыха. Давайте немножко поиграем.
Физминутка «Песчинки»
Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки поднялись кверху и закружились, полетели. Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает: что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить. Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого песка хозяйка.
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Продолжим нашу работу.
4. Влажный песок.
- Насыпьте сухой песок на другую тарелочку. Представьте, что пошёл дождь. Наберите воду в ложку и покапайте на песок. Что произошло с водой? Каким стал песок? Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются знак: песок стал влажным, тёмного цвета, потому что вода впиталась в него.
5. Форма песка.
- Проверим имеет ли песок форму. Сделайте из сухого и влажного песка формочками геометрические фигуры. Что получилось? Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются знак: из сухого песка не получается фигура, потому что сухой песок рассыпается. Из влажного песка фигура получается, потому что песчинки прилипают друг к другу.
6. Масса песка.
- Проверим какой песок тяжелее, сухой или влажный. Поставим стаканчики с сухим и влажным песком на весы. Отметим это свойство в нашем электронном журнале. На экране появляются знак: тяжелее влажный песок, потому что среди песчинок прячется тяжёлая вода, а в сухом песке между песчинками прячется лёгкий воздух.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот и подошла к концу наша работа в научной лаборатории. (Дети снимают фартуки и подходят к электронному журналу).
Давайте вспомнит, что мы делали, с каким веществом работали? Сделаем вывод на основании карточек со знаками. Что вам запомнилось, какой опыт понравился, что узнали нового? (ответы детей.)
Воспитатель: Спасибо вам за работу. Вы были настоящими учёными.