Светлана Трачева
НОД по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о социальном мире людей,
используя
различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные: Ввести детей в мир экономических отношений, и
познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам
планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение детьми понятия
«бюджет» Учить детей определять направления и источники доходов и
расходов.
Публикация «НОД по обучению основам финансовой грамотности в старшей группе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: Развивать речь, логическое мышление, внимание,
сообразительность, интерес к экономической сфере жизнедеятельности и
желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
Воспитательные: Воспитывать рациональное отношение к деньгам:
бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности
к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.
Материалы:
атрибуты для игры «Распределение семейного бюджета» (картинки с
изображением расходов, игрушечные деньги, мяч, 2 плаката для
распределения расходов
Ход НОД:
Ребята, вы обратили внимание, что каждое утро все люди просыпаются и
спешат по делам? Как вы думаете, куда же спешат мамы и папы? На работу.) А зачем нужно работать? (Чтобы зарабатывать деньги,
приносить пользу обществу.)
Воспитатель: А откуда берутся деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Что такое зарплата?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это деньги, которые родители получают за свой
труд. А если человек состарился и не может работать, где он берёт деньги
на покупки?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, пенсия – это деньги, которые государство платит
пожилому человеку за то, что он честно работал, когда был молодым. У нас
государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто
ещё не работает – детям.. Вы подрастёте, окончите школу, поступите в институт или университет, а государство будет вам помогать, платить деньги за то, что вы учитесь. Это называется
стипендия.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»?
Слово бюджет произошло от старинного слова «бюджетте», что переводится
как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разным : бюджет
страны, области, ваших семей. И тогда это будет называться «семейный
бюджет».
Воспитатель: Семейный бюджет складывается из зарплат родителей, пенсий
дедушек и бабушек, стипендий и пособий сестричек и братиков. Это доходы
семейного бюджета. К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею,
подарок денежный на день рождения, дополнительный заработок — продажа
с огорода овощей. (Слайд)
Воспитатель: Но в каждой семье есть и расходы. Просите ли вы своих
родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки?
А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую
очередь? Оплата детского сада, покупка еды, одежды, оплата за квартиру, за
свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно
заплатить вашим родителям. (Слайд)
Воспитатель: Дети, посмотрите на этот кошелёк. Представьте, что
это бюджет семьи. В кошелёк падают монетки, этот кошелёк стал больше,
значит бюджет семьи увеличился и это - доходы. Доходы – это деньги,
которые поступают в бюджет.
Воспитатель: А теперь посмотрите из него уходят монетки, она становится
меньше – значит бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы
- это деньги, которые семья тратит.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру
«Доход - расход» (игра – диалог с мячом)
Дети встают в круг, воспитатель бросает им мяч и задает вопрос.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая
называется «Доход-расход». Я буду называть примеры семейных доходов и
расходов. И тот, кому я брошу мяч, должен ответить, доход это или расход
Папа получил зарплату — Д.
Ребенок заболел — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Купили новую игрушку - Р.
Продали часть урожая — Д.
Оплатили телефон – Р.
Маме дали премию – Д.
Порвались штаны — Р.
Папа продал гараж – Д.
Заплатили за воду — Р.
Подарили деньги на день рождения сестре – Д.
Купили арбуз — Р.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где
доходы, а где расходы в семье. (дети садятся на места)
Воспитатель: В семейном бюджете есть необходимые расходы, на которые
нужно тратить деньги в первую очередь, а есть расходы необязательные, на
которых можно и сэкономить и не тратить деньги. Как вы думаете, какие в
вашей семье есть обязательные расходы?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие расходы можно назвать ненужными и без них можно
обойтись?
Ответы детей.
Логоритмика
Мы нашли богатый клад, (изображают, как копают клад)
Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу)
Стали думать, как нам быть? (повороты головой)
Как же клад нам разделить? (руки в стороны)
Чтоб хватило всем друзьям, (круговые движения руками)
делим ровно пополам. (руки вместе вперед)
Воспитатель: Ребята, продолжим нашу беседу, а что нужно сделать, чтобы
семейный бюджет увеличивался, а расходы уменьшались?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, дети, нужно работать, меньше расходовать
по пустякам, экономить деньги и быть бережливыми. И тогда в семейном
бюджете появятся еще и сбережения или накопления. Как вы думаете, что
такое сбережения?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это так называемые «свободные» деньги, которые
остаются после всех обязательных расходов. Их можно на что – то потратить,
а можно отложить, тем самым накапливая больше денег, чтоб потом купить
что – то более дорогое. А для этого важно планировать бюджет. Кто
планирует бюджет в вашей семье?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, вы тоже участвуете в планировании семейного
бюджета, потому что при распределении средств учитываются потребности и
желания всех членов семьи. И вот сейчас я предлагаю вам стать членами
нашей «садовской» семьи и распланировать бюджет, который мы имее
Игровое упражнение «Распределение семейного бюджета»
Дети делятся на группы – семьи и получают в распоряжение, определенное
количество «монет». Участники должны определить неотложные расходы и
отнести в условное место монеты для оплаты за товары и услуги. В конце
игры воспитатель определяет, какая семья наиболее «правильно»
распорядилась семейным бюджетом.
Воспитатель: Интересно вам было? Что мы сегодня нового узнали? А кому можно об этом рассказать? Вам понравилось?
Ответы детей
Воспитатель: И в конце занятия я хотела бы вам напомнить, что очень многое
в нашем мире нельзя купить за деньги. Давайте вместе вспомним, что это.
Ответы детей.