Антонида Корытова
Конспект открытого занятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы «Семейный бюджет и покупки»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
НОД направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Грамотное отношение к собственным потребностям, деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают, способствуют умению правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Публикация «Конспект открытого занятия по финансовой грамотности с детьми подготовительной группы „Семейный бюджет и покупки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: создание условий по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи.
Образовательные:
-продолжать формировать первичные финансово-экономические представления;
-расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами: купюра, монета, семейный бюджет;
-формировать умения выражать свои мысли и анализировать;
-закреплять умение выполнять математические вычисления с помощь. Раздаточного материала.
-Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
-развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание; -развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
-воспитывать у детей правильное отношение к деньгам и их разумному использованию; воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость);
-формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом;
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Формы организации детей: подгрупповая.
Предварительная работа: беседы на темы: «Откуда деньги пришли?», «Беседы об экономике», сюжетно ролевая - игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НОД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран. Индивидуальная работа: активизировать на занятии Еву К., Станислава Г., Романа Л: закреплять умение выполнять математические вычисления
Словарная работа: активизировать словарный запас детей по теме НОД, экономный, семейный бюджет, цена, деньги (купюры и монеты
Оборудование: мультимедийная установка. Демонстрационный материал: ИКТ, мольберт, карта для внесения результатов опытов, тарелка с водой, кошельки, железные монеты, ракушки, бумажные купюры, магазин с товарами, шкатулка с подарком. Раздаточный материал: цифры от 1 до 10-ти, копилки, жетоны.
Методы и приемы: наглядный – презентация на тему: «Семейный бюджет», словесный – художественное слово, вопросы; игровой – игровая мотивация «Превращение в ученых», физическая минутка; речевая игра «Для чего нам нужны деньги?», Сюжетно-ролевая игра «Магазин»; практический – практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет»; проведение экспериментальной деятельности. Предварительный результат: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике, семейном бюджете.
Ход непрерывной образовательной деятельности
Организационный момент. Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Скажите, а вы любите, когда к вам приходят гости?
Воспитатель:
Давайте поздороваемся с нашими гостями. Они по правилам этикета пришли не с пустыми руками, приготовили для вас подарок. Гости передают воспитателю красочную коробку.
Воспитатель: Интересно, что там? Попробуйте угадать. Задавайте наводящие вопросы. Дети задают вопросы (это живое или неживое, твердое или мягкое, из какого материала сделано и т. д.).
Воспитатель: Правильно, копилка (воспитатель демонстрирует копилку). Передавайте её друг другу и внимательно рассмотрите. Ребята, для чего нужна копилка? Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги? Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?» Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг, и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги. Воспитатель: Молодцы, вам смело можно доверить семейный бюджет. А что такое семейный бюджет, я вам расскажу.
Показ презентации «Семейный бюджет».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, каким образом в семье появляются деньги? Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители? Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. А кто еще является членом семьи? Воспитатель: Правильно, дедушка и бабушкой, если они живут вместе с вами? Скажите, пожалуйста, а они получают какие-нибудь деньги? (предположительные ответы детей). Ребята, они получают пенсию. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Воспитатель: А дети, могут приносить деньги в семью? (Воспитатель обобщает ответы детей). Воспитатель: Маленьким детям, таким как вы платят денежные пособия. Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию. Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. (повторить с детьми новые слова). Эти деньги можно назвать одним словом - семейный бюджет.
Сегодня вы будете тоже зарабатывать деньги, за каждый правильный ответ будете получать монету и складывать в свои копилки, которые стоят у вас на столах. Согласны? У вас есть цифры-жетоны, выберите себе по цифре и присаживайтесь за стол, пронумерованный, такой же цифрой (дети присаживаются за столы).
• Итак, слушайте первое задание. Практическое задание «Подсчитайте семейный бюджет». Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля, дед получает пенсию 2 рубля.
Вопрос: сколько рублей составляет семейный бюджет семьи? Найдите на цифровых веерочках нужное число-ответ. (Дети выполняют математическое вычисление, получают монету за правильное вычисление). А теперь дайте полный ответ на мой вопрос (отвечают 5-6 детей).
Второе задание: я каждой команде раздам по 2 продукта с ценниками. Каждая команда обсуждает задание и выкладывает знак между ценниками < или > .
ВОПРОС ДЛЯ КАЖДОЙ КОМАНДЫ: что стоит дороже, а что дешевле и почему.
(каждая команда зарабатывает по 2 рубля в копилки).
Воспитатель: Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные? Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому? Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами). А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Воспитатель: Я предлагаю проверить это опытным путём и приглашаю вас в экономическую лабораторию.
Напомните мне правила – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? Чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Кладите бумагу в воду. Что происходит? Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? Воспитатель: А теперь, проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? Отметьте в нашей карте, вывод: плюс монетке. А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее? - Может, подуем? - Что происходит с монетой? - А что происходит с купюрой? - Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4. Эксперимент: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой). Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке? Дети: Проверяют и делают вывод. Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Воспитатель: А, что значит ничья? Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты, и купюры. Как ученые мы заработали еще по одному рублю. Пора нам снова превратиться в детей.
Воспитатель: Ребята, мы заработали сегодня много денег. Складываем деньги в копилку и считаем: заработали все вместе 12 рублей. Скоро новый год. Мы так красиво украсили группу, но вот чего-то у нас не хватает.
ДЕТИ : ёлки новогодней.
Воспитатель: Ребята, я вчера была в магазине «Радуга», а там начались новогодние скидки, с собой я прихватила рекламку (демонстрирует прайс-лист). В магазине идет акция и нам можно выгодно купить ёлку и украшения к ней. Давайте рассчитаем наш бюджет, что мы можем позволить себе купить. Сколько у нас всего денег? Правильно 12 рублей. Воспитатель выкладывает 12 фишек на мольберте. Ёлка стоит 4 рубля, справа налево убираем 4 фишки. Сколько осталось рублей. Правильно 8. Что еще можно купить? Одна новогодняя игрушка стоит 1 рубль. Сколько купим игрушек? Остальные деньги пойдут на то, чтобы купить мишуру. (Все деньги на покупки распределяются по отдельным кошелькам). Отправляемся в магазин. Физкультминутка «Лыжня».Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
В магазин входит репортер.
Репортер: Дорогие друзья, в эти предновогодние дни мы находимся в магазине игрушек «Радуга». Какой здесь большой ассортимент новогодних елок и игрушек. А вот и маленькие покупатели. Давайте спросим, что они купили. Сколько стоят игрушки? Ёлка? Где вы взяли деньги? А что такое семейный бюджет? А что лучше в кошельке иметь: монеты или купюры? Вам понравилось зарабатывать деньги. Трудно зарабатывать их? Репортёр благодарит детей за интервью.
Дети забирают покупки, надевают лыжи, отправляются домой и украшают ёлку (звучит аудиозапись «Новогодние детские песни»).
Литература:
1. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» : пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. М. : ВИТА-ПРЕСС, 2020. 32 с.
2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС. М., 2016.
3. Основная образовательная программа МАУ БР ДО детский сад «Малышок»(структурное подразделение «Солнышко»)
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.