Ирина Макарова
НОД по обучению грамоте «Звуки [д]-[д’]. Буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки Д, Дь. Буква Д».
Цель: дифференциация звуков [д] и [д’]. Запоминание графического изображения буквы Д.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
1). Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков Д и Дь.
2). Формировать понятие «согласный звук», умение выделять изучаемый звук из начала, середины и конца слова.
3). Уточнить артикуляцию звуков Д и Дь.
4). Учить различать звуки по твердости-мягкости.
Публикация «НОД по обучению грамоте „Звуки [д]-[д’], Буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
6). Пополнять словарный запас детей словами с изучаемым звуком.
выполнять звуковой анализ слова дом;
-тренировать в запоминании графического изображения буквы Д.
Коррекционно-развивающие
1). Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
2). Развивать слуховое внимание, фонематический слух
Коррекционно-воспитательные
Воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование и материал: Видео - послание Мудрой совы, Су-джок, символы звуков, карточки, ручки, цветные карандаши, ИКТ.
Ход занятия.
Доброе утро, ребята! Сегодня, перед тем как прийти на занятие, я получила послание для вас. Давайте его послушаем?
Слайд. 2 Мудрая Сова: «Дорогие, ребята! Скоро вы пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приготовила для Вас задания, если вы справитесь со всеми заданиями это значит, что вы умники и умницы. И я Вас поздравляю, а если какие-то задания Вам покажутся очень сложными, и Вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда, у Вас еще есть время до начала учебы в школе и Вы успеете позаниматься. Я желаю Вам удачи!»
Логопед. Ну, что попробуем выполнить задания мудрой совы?
(Ответы детей)
Логопед. Но перед тем как приступить к работе, нам необходима разминка.
Разминка
Ручки растираем и разогреваем.
И лицо теплом своим нежно умываем,
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем сверху вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем,
Тянем вниз за мочки,
А потом руками растираем щечки.
Логопед: - А чтобы узнать с какими звуками нам Мудрая Сова приготовила задания, давайте отгадаем загадки!
В нем тысяча окон и двери есть в нем,
Это огромный жилой … (Дом)
Меня снаружи, изнутри
Ты обязательно запри.
Жить без меня нельзя, поверь.
В квартире я - входная. (Дверь.)
Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов. душ
Очень мягкий он для нас,
Любим очень полежать,
Помогает в этом нам
Всем знакомый наш (диван)
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит — им легче. (Дятел)
Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины, —
Мчатся шустрые… Дельфины
- Ребята, какие звуки встречаются во всех этих словах? [Д] и [ДЬ]
4. Знакомство с темой.
а) Характеристика звуков Д-ДЬ по артикуляционным и акустическим параметрам.
-Правильно! - Какие это звуки : гласные или согласные?
Кладем руку к горлышку, определяем?
Еще он?
-Молодцы!
б) Развитие фонематических процессов.
Логопед: Игра сигнальщики «Синий, зеленый»
-Я вам буду произносить звуки, а Вы если слышите звук Д, показываете синий карандаш, а если звук ДЬ - зеленый!
Д, Д, Дь, Д, Д, Дь
Да, До, Ди, Ду, Де
Дом, диван, дождь.
Логопед: Посмотрите на экран. Назовите картинки, в названии которых находится звук Д. (Ответы детей)
Назовите картинки, в названии которых находится звук ДЬ.
(Ответы детей)
Слайд. В следующем задании Мудрая сова предлагает нам придумать слова с этими звуками.
Но, что бы удивить Мудрую сову давайте возьмем наш волшебный шарик Су-джок и покатаем его по ладони вперед-назад, влево-вправо. А теперь откроем шарик и достанем волшебные колечки, которые в гости к пальчикам заходят, всем они подходят. И будем придумывать слова на звук Д и Дь.
Логопед. Какие вы молодцы.
Логопед. В следующем задании нам нужно определить, где находится звук Д в словах.
А теперь звук Дь
Логопед. Замените первый звук в слове на звук [д] : сом – дом, вождь – дождь, кочка – дочка, пороги – дороги, пушка – душка, круг – друг, туш – душ, пачка – дачка, волк – долг, пух – дух, рама – дама, пар – дар, ночь – дочь.
Физминутка. (Музыкальное сопровождение)
Слайд. Знакомство с буквой Д
Д на дом весьма похожа:
Есть окно и крыша тоже
Логопед. Закрываем мы глаза,
вот какие чудеса,
Наши глазки отдыхают,
упражнения выполняют,
И теперь мы их откроем,
Глазками мы дом построим,
что похож на букву Д.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо – влево повернем,
заниматься вновь начнем.
Логопед. Ребята и в завершении для нас Мудрая сова приготовила задание на карточках. (Самостоятельная работа)
(Звучит музыка, воспитанники выполняют задания)
Итог занятия
Логопед: - Молодцы, ребята! С какими звуками мы познакомились?
Слайд. Мудрая сова. Какие вы умницы и умники! Я очень рада, что вы выполнили все мои задания, а в награду я дарю Вам Медали. До новых встреч!